Авторские оценки сестры императора в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый»
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-2-146-154
Аннотация
Цель. Через авторские оценки сестры императора раскрыть тему семьи и брака в романе-эпопее А. Н. Толстого «Пётр Первый». Рассмотреть подробно данную проблему через любовные переживания царственных особ.
роцедура и методы. Для раскрытия темы используются аналитический и сравнительный методы исследования художественного текста. Особое внимание автором статьи уделено поэтике создания образа сестры Петра Первого – царевне Наталье Алексеевне. Даётся подробное и всестороннее осмысление характера героини, что не только помогает раскрыть сложный образ, но и подводит к пониманию затрагиваемых автором глобальных нравственных вопросов изменения уклада российского государства под влиянием европейских нововведений. Эта внутренняя психологическая борьба, одолевающие женскую натуру сомнения становятся прообразом внешней борьбы между старыми устоями и новыми тенденциями.
Результаты. В ходе исследования показывается, как писатель через конкретные бытовые вопросы, семейную тематику обращается к глобальным нравственно-философским проблемам столкновения восточной и западной культур и сохранения русской самобытности. Выявлены стилистические и художественные особенности, помогающие автору раскрыть полноту социальных явлений того периода.
Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование подтверждает, что семейная проблематика занимает в творчестве А. Н. Толстого далеко не последнее место. Значимость работы заключается в углублённом и конкретном осмыслении пластического воплощения заявленной темы
Ключевые слова
Об авторе
С. М. ЧервоненкоРоссия
Червоненко София Михайловна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры лингвистики
г. Мытищи
Список литературы
1. Плешкова О. И. Аудиовизуальная трансформация сказочных образов А. Н. Толстого в аспекте литературной теории Ю. Н. Тынянова // Алексей Толстой: диалоги со временем. Вып. 3. М. : Институт мировой литературы им. А. М. Горького, 2019. С. 135-143.
2. Скобелев В. П. Драматургия А. Н. Толстого. М. : Художественная литература, 1986. 589 с.
3. Моторин А. В. Достоевский о русском самодержавии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2021. № 3. С. 81-88. DOI: 10.18384/2310-7278-2021-3-81-88
4. Шаталова О. В. «Гаммы любви» в языковом пространстве повести И. С. Тургенева «Ася» // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Русская филология 2023. № 5. С 24-32. DOI: 10.18384/2949-5008-2023-5-25-32
5. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 448 с.
6. Алексеева Л. Ф. Поэзия И. А. Бунина в творческом восприятии В. А. Сумбатова: Поэма «Листопад» и стихотворение «Тризна (Памяти Бунина)» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 4. С. 68-75. DOI: 10.18384/2310-7278-2020-4-68-75
7. Щелокова О В Публицистика А Н Толстого: онтологический аспект // Алексей Толстой: диалоги со временем. Вып. 3. М. : Институт мировой литературы им. Горького, 2019. С. 144-152.
8. Щербина В. Р. А. Н. Толстой: творческий путь. М. : Советский писатель, 1956. 620 с.