Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Звук и его роль в семантической организации лирических произведений Б. Л. Пастернака (на примере стихотворения «Как бронзовой золой жаровень…»)

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-2-36-44

Аннотация

Цель.  Определение роли звука в семантической организации лирических произведений Бориса Леонидовича Пастернака на примере анализа стихотворения поэта «Как бронзовой золой жаровень…»

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал фоносемантический анализ. Проведён анализ содержания стихотворения с точки зрения семантики и фонологии. Рассмотрены основные фонетические процессы, влияющие на раскрытие замысла автора, содержания текста и понимание его читателем. Для анализа звуков и их восприятия слушателями и читателями поэзии Бориса Пастернака использованы статистический и функционально-семантический методы; ведущим методом исследования стал сравнительный метод, который позволяет проследить пересечения и совпадения лингвистических законов.

Результаты. Выявлены взаимосвязанные процессы между ритморифмологией и семантикой лирических произведений. Проанализировано содержание текста стихотворения «Как бронзовой золой жаровень...», произведены лингвистический и герменевтический разборы, сделаны выводы об особенностях звуковой системы стихотворения, неразрывной связи звука, ритма, рифмы поэтического текста и его смысла.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии особенностей фонетической и семантической структуры стихотворения Б. Л. Пастернака. Содержащиеся в статье выводы и наблюдения могут применяться на уроках литературы и занятиях литературным творчеством, а также при создании песенных текстов, изучении фонетических закономерностей мелодики стихотворения.

Об авторе

Р.  В. Забиран
Независимый исследователь
Россия

Забиран Раиса Владимировна – независимый исследователь, преподаватель русского языка Голицынского медицинского колледжа

г. о. Одинцово



Список литературы

1. Воронин С. В. Основы фоносемантики. 3-е изд. М. : ЛЕНАНД, 2009. 248 с.

2. Журавлёв А. П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 160 с.

3. Флаксман Н. А., Ткачева Л. О. Фоносемантика: Опыт междисциплинарного исследования. М.: Мир науки, 2022. 229 с.

4. Исследование визуального опознания звукоизобразительных слов русского языка на разных стадиях деиконизации. Психология / Л. О. Ткачева, М. А. Флаксман, Ю. Г. Седёлкина, Ю. В. Лавицкая, А. Д. Наследов // Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 18 (4). С. 792-812. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-4-792-812

5. Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. СПб.: Общество изучения теории поэтического языка, 1922. 199 с.

6. Синельникова Т. М. Логическое чтение и логическая пауза как элементы выразительности речи // Записки Горного института 2008. Т. 175 С. 192-193

7. Лотман Ю. М. Труды по знаковым системам. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1. Введение, теория стиха. Тарту: Тартуский государственный университет, 1964. 195 с.

8. Боброва С. В. Проявление авторской картины мира в образе автора // Семантика слова и семантика текста: сборник научных трудов, посвящённый 75-летию МГОУ и 15-летию кафедры стилистики русского языка, культуры речи и риторики. М.: Московский государственный областной университет, 2006. С. 25-29


Рецензия

Просмотров: 228


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)