Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Ретардация в драме (к уточнению понятия)

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-1-110-121

Аннотация

Цель. Оценка терминологического статуса композиционного приёма ретардации применительно к драме с учётом способов введения художественного приёма в пьесу; попытка придать ему статус рабочего понятия, предложив собственное определение, которое может служить надёжным инструментом анализа драматических произведений.

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал компаративный анализ трактовок ретардации в лингвистических, литературоведческих и театроведческих словарно-энциклопедических изданиях в их связи с эпической драматургией А. Н. Островского. С учётом этих трактовок и с опорой на труды теоретиков (А. Н. Веселовский, В. Б. Шкловский, Л. В. Чернец, Л. Г. Тютелова) предлагается наше определение ретардации.

РезультатыДоказан неопределённый статус понятия ретардации для теории драмы, в том числе из-за синонимичной многоголосицы в употреблении термина. Обоснованы сюжетные и внесюжетные способы введения ретардации в пьесу в тесной связи с приёмом остранения. Определены терминологические рамки понятия в узком смысле.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможном применении её результатов к анализу драматических произведений, в том числе современных (в связи с усилением их нарративизации).

Об авторе

А. И. Лебедева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Лебедева Анастасия Игоревна – аспирант кафедры теории литературы

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Барбой Ю. М. Театр и проблемы постдраматизма // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 288–295.

2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.

3. Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Советский писатель, 1981. 431 с.

4. Жиличева Г. А., Жиличев П. Е. Событийная ретардация как основа абсурдистского дискурса (на материале произведений Д. Данилова) // Сибирский филологический журнал. 2023. № 3. С. 182–196. DOI 10.17223/18137083/84/13

5. Стахорский С. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и экфрасис) // Вопросы театра. 2019. № 3–4. С. 412–435.

6. Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. 203 c.

7. Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. М.: Алетейя, 2021. 270 с.

8. Тютелова Л. Г. Эпическое в русской драматургии XIX века (на примере пьес А. Н. Островского) // Сфера культуры. 2023. № 3 (13). С. 35–42. DOI: 10.48164/2713-301X_2023_13_35

9. Чернец Л. В. О развязках и концовках в пьесах А. Н. Островского // Stephanos. 2020. Вып. 5 (43). С. 9–17. DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-9-17

10. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 266 с.

11. Flatt T. Narrative Desire and the Limits of Lament in Homer // The Classical Journal. 2017. Vol. 112. № 4. P. 385–404.

12. Jong I. F. de. A Narratological Commentary on the Odyssey. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 627 p.


Рецензия

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)