Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Литературно-театральная пародия в контексте дискуссии о развитии отечественного театра начала XX века

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-1-79-90

Аннотация

Цель. Доказать участие литературно-театральных пародий театра-кабаре «Кривое зеркало» в полемике о развитии отечественной драматургии и театра начала XX века через сценическое оппонирование сборнику статей «Театр. Книга о новом театре».

Процедура и методы. Анализируются общественно-культурный контекст дискуссии о проблемах российского театрального искусства и участие в нём резонансного сборника-манифеста «Театр. Книга о новом театре», а также литературно-театральных пародий, инсценированных театром-кабаре «Кривое зеркало». С помощью метода сопоставительного анализа автору удалось выявить интертекстуальные связи между пародиями Б. Ф. Гейера, Л. Н. Урванцова и Н. Н. Вентцеля и статьями С. Ф. Рафаловича, Вс. Э. Мейерхольда и Ф. Сологуба соответственно.

Результаты. В ходе исследования автор делает вывод, что литературно-театральные пародии Б. Ф. Гейера «Эволюция театра», Л. Н. Урванцова «Вечерний звон», Н. Н. Вентцеля «Лицедейство о господине Иванове» представляют собой особую форму критики, направленную против модернистских концепций современного театра и конъюнктурных явлений российской театральной среды.

Теоретическая и/или практическая значимостьИсследование обращает внимание на забытые в настоящее время имена драматургов и их оригинальные, популярные в начале прошлого века произведения и включает их в общую противоречивую картину литературно-театральной полемики о перспективах развития отечественной драматургии и театра.

Об авторе

А. С. Кириллова
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Россия

Кириллова Анна Сергеевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и журналистики 

390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46



Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Языковые особенности жанровой пародии (на материале русскоязычного литературного дискурса XIX века) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 174–177.

2. Архангельская Р. И. Русское кабаре как феномен культуры: исторический очерк // Культура и искусство. 2018. № 10. С. 16–22.

3. Захаров Н. В. Шекспир и русская литература начала XX века. Введение в проблему // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 1. С. 251–261.

4. Крылов В. Н. Критика и критики в зеркале серебряного века. М.: Флинта: Наука, 2014. 341 с.

5. Кузичева А. П. Театральная критика российской провинции, 1880–1917: комментированная антология. М.: Наука, 2006. 592 с.

6. Лушникова Г. И. Литературная пародия и языковая игра // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 7 (75). С. 300–304.

7. Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма; Трагические формы в театре XX века. СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2014. 302 с.

8. Новиков В. И. Книга о пародии. М.: Советский писатель, 1989. 540 с.

9. Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908–1918 / отв. ред. Е. Курганов. М.: Высшая школа экономики, 2017. 463 с.

10. Сенелик Л. Борис Гейер и драматургия кабаре // Театр. 1993. № 5. С. 87–94.

11. Серенков Ю. С. Пародия в литературе. Опыт культурологического видения феномена // СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 4. С. 577–586.

12. Слуцкая Е. А. Театры-кабаре: путь из Европы в Россию // Архивариус. 2021. № 3 (57). С. 19–26.

13. Стахорский С. В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007. 471 с.

14. Сысоева О. Е. Литературная пародия: проблема жанра // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5 (1). С. 330–335.

15. Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: кабаре и театр миниатюр в России: 1908–1917. М.: Молодая гвардия, 2005. 527 с.

16. Тютелова Л. Г., Иванова В. Н. «Орхидея» Н. Г. Гарина-Михайловского: особенности коммуникативных стратегий драматурга // Семиотические исследования. 2022. Т. 2. № 2. С. 69–77.

17. Федотова С. В. Стихия пародии в литературной критике К. И. Чуковского (казус Л. Андреева) // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 58. С. 243–262.

18. Якубова Н. О. Кабаре как лаборатория режиссёрского театра? Случай рейнхардтовского кружка: гендерные аспекты. От «Шума и дыма» до «Электры» Гофмансталя // Шаги/Steps. 2019. Т. 5. № 4. С. 132–148.


Рецензия

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)