Поэтическая космология Г. Р. Державина
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-2-105-116
Аннотация
Цель. Выявление своеобразия поэтической космологии Державина, во всём многообразии представленной в философских одах поэта.
Процедура и методы. Объектом исследования являются принципы создания космического пространства в философской поэзии Державина. Посредством анализа смысловой наполненности образа ночи, луны и звёзд в таких произведениях Державина, как «Бог», «Успокоенное неверие», «Потопление», «Волхов Кубре», «Фонарь», даётся целостное понимание мирообраза поэта. Методология работы связана с использованием культурно-исторического, биографического, эстетического методов и подходов, позволяющих рассмотреть образ мироздания в контексте сложившегося круга тем и настроений рубежа XVIII–XIX вв. с точки зрения имманентных этому временному срезу позиций.
Результаты. В статье конкретизировано значение художественной системы Державина в образном представлении мироздания в русской словесности рубежа XVIII–XIX вв. Суть поэтической космологии Державина кроется в стремлении через измерение мироздания всеохватным духовным зрением постичь христианские истины о Божьем величестве, обрести зримое доказательство торжества мира в природе. Посредством созерцания грандиозных картин космоса Державин определил новый путь изображения мироздания через эмоционально-ассоциативный ряд, позволяющий рассматривать его философскую поэзию в единстве с художественными основами русского романтизма. Ночь в философских одах представлена как эфемерная граница, скрывающая суетность земной жизни и открывающая сферически устроенное небо с небесными светилами как символическим воплощением идеального мира, поднятого над повседневностью. Понимая под космосом созданную из хаоса бездну, Державин относится к созерцанию каждой детали этого пространства как к интуитивной возможности постижения Бога, находя ложность тех научных прорывов, которыми человек стремится уподобить себя Творцу, тем самым разрушая основы мироздания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с выявлением новаторства поэтической космологии Державина по отношению к предшествующей физико-теологической поэзии, заключающегося в расширении изображения космического пространства за счёт использования крупного и сверхкрупного планов, цветовой световой образности, уточнения эмоционально-ассоциативного комплекса для представления космоса.
Ключевые слова
Об авторе
К. А. ПоташоваРоссия
Поташова Ксения Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Москва
Список литературы
1. Аношкина-Касаткина В. Н. Русский романтизм. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин. М.: Московский государственный областной университет, 2014. 400 с.
2. Западов В. А. Проблема литературного сервилизма и дилетантизма и поэтическая позиция Г. Р. Державина // XVIII век. Сборник 16: Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л.: Наука, 1989. С. 56-75.
3. Левицкий А. Образ солнца в поэзии Державина // Русская литература. 2012. № 1. С. 55-65.
4. Киселева И. А., Поташова К. А. Истоки и образное воплощение имперского сознания М. Ю. Лермонтова // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 3. С 87-100. DOI: 10.15393/j9.art.2022.11242
5. Данько Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина // XVIII век: статьи и материалы. Сборник 2. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1940. С 166-247.
6. Коровин В. Л. «Закрой глаза - и ты увидишь»: стихотворение Г. Р. Державина «Явление» (1810) и “Die Erscheinung” Л. Козегартена // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2024. № 2. С. 31-46. DOI: 10.31249/lit/2024.02.02
7. Власов С. В. К проблеме интертекстуальных связей: Державин и Паскаль (оды «Бог», «Христос» и рукописные переводы «Мыслей» Паскаля из архива Державина) // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2020. Т. 79. № 2. С. 66-76. DOI: 10.31857/S241377150009528-3
8. . Поташова К А. Образ тверди небесной в поэтической космологии «Вечеров на хуторе близ Диканьки» // Научный диалог. 2024. Т. 13. № 4. С. 249-268. DOI 10.24224/2227-1295-2024-13-4-249-268
9. Поташова К. А. Феномен Рафаэля в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: к проблеме родного и вселенского [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14154 (дата обращения: 08.11.2024).
10. Пашкуров А. Н. Предромантическая танатология в русской поэзии рубежа XVIII-XIX веков как мировоззрение // Филоlogos. 2023. № 2 (57). С 39-45. DOI 10.24888/2079-2638-2023-57-2-39-45
11. Киселева И А Онтология стихии в художественном мире М Ю Лермонтова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2011. № 4. С 74-78.
12. Есаулов И. А. Ода Г. Р. Державина «Богъ»: новое понимание // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. С 45-67. DOI: 10.15393/J9.art.2016.3722
13. Васнев С И «Священный ужас» поэта Гавриила Романовича Державина // Неофилология 2024 Т. 10. № 2. С 378-386. DOI: 10.20310/2587-6953-2024-10-2-378-386