Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Почему баллада не стала хоррором?

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-2-97-104

Аннотация

Цель. Хоррор как эстетическое явление уже более века удерживает высокий рейтинг популярности. Зрители, читатели, слушатели разных возрастных групп отдают предпочтение произведениям с элементами хоррора; возникают сообщества и прочего рода объединения любителей произведений, в которых чувство страха выбрано основой интриги (Хоррорскоп, Клуб любителей ужасного, Ассоциация авторов хоррора и пр.). Хоррор давно стал предметом конференций и дискуссий, что говорит об его актуальности в научной сфере. Как явление синкретического свойства, это современное эстетическое явление имеет свою историю, восходящую к древним литературным источникам, в которых у реципиента намеренно возбуждается чувство страха. В балладе страх является одним из значимых элементов интриги. Автор настоящей статьи предпринял попытку выяснить, почему исследователи хоррора не относят балладу к источникам данного культурно-эстетического явления, несмотря на ряд схожих элементов поэтики.

Процедура и методы. Ключевым выбран сравнительно-исторический метод. Путём сопоставления сюжетной, идейной, философской специфики ряда литературных западно-европейских баллад и кинофильмов, относимых к жанру хоррора, были обозначены принципиальные сходства и различия литературной баллады и хоррора. На основе полученных результатов намечен эскиз классификации художественных параметров баллады и хоррора.

Результаты. Приведены аргументы относительно того, почему баллада не могла стать источником для хоррора, несмотря на ряд общих признаков: в силу различия авторской позиции, образной системы, идейного содержания, этической и философской направленности.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии схожих и различных черт поэтики литературной баллады и хоррора, что даёт более полное представление о произведениях литературы и кино, заключающих в себе элемент ужасного. Полученные результаты могут быть использованы как в научных целях, так и в области преподавания.

Об авторе

А. А. Козин
Государственный университет просвещения
Россия

Козин Александр Александрович – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

г. Москва 



Список литературы

1. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3 / под ред. М. Лифшица. М. : Искусство, 1971. 621 с.

2. Козин А. А. Баллада И. В. Гёте в контексте немецкой литературной баллады конца XVIII - начала XIX века: дис канд. филол. наук. М. , 1996. 233 с.

3. Гугнин А. А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: антология баллады / сост. А. А. Гугнина. М. : Высшая школа, 1989. C 7-26.

4. Левченко О. А. Жанр русской романтической баллады 1820-1830 гг. : автореф. дис канд. филол. наук. Тарту, 1990. 22 с.

5. Кравцов Н. И. Славянская народная баллада // Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М. : Наука, 1972. С. 176-199.

6. Laws G. M. The British Literary Ballad: A Study in Poetic Imitation. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1972. 180 p.

7. Butler I. Horror in the cinema. New York: Paperback Library, 1971. 162 p.

8. Clarens C. An illustrated history of horror and science-fiction films. New York: Da Capo Press, 1997. 326 c

9. Булавина М. О. Ужасное в произведениях Гоголя и в их кинематографических версиях // Культура и образование. 2021. № 2 (41). С. 113-121. DOI: 10.24412/2310-1679-2021-241-113-121

10. Губанова А. А. , Королева В. В. Способы создания ужасного в произведениях Эдгара Аллана По // Мир - Язык - Человек: материалы VI Международной научно-практической конференции, Владимир, 2 ноября 2023 г. Владимир: Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2023. С. 38-42.

11. Жуков А. С. Поэтика трагического и ужасного в повестях Н. В. Гоголя: дис канд. филол. наук. Самара, 2007 161 с

12. Колесник Е. В. , Смольская Н. Б. Ужасное как эстетическая категория и способы её выражения в художественной литературе // Политехническая весна. Гуманитарные науки: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29-30 марта 2019 года / под общ. ред. Н. И. Алмазовой, Ф. И. Валиевой, Н. В. Анисиной. СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. С. 106-111.

13. Кондаурова А. В. , Кытманова Е. Смыслообразующая роль архетипов и мифологем в эстетике ужасного (на материале творчества Стивена Кинга) // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы III Международной научной конференции, Донецк, 25 октября 2018 г. / под общ. ред. С. В. Беспаловой. Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. С. 255-257.

14. Куликова Д. Л. Поэтика ужасного в произведениях А. В. Иванова: дис канд. филол. наук. М. , 2022 175 с

15. Литвинов М. Ф. , Сладких А. Н. Ужасное как эстетическая категория в фантастической литературе и философии спекулятивного реализма (Часть II) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2024. № 2. С. 30-34.

16. Савельев В. С. Ужасный роман А. Радклиф (к истории одного термина) // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2024. Т 34. № 4. С. 774-778. DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-4-774-778

17. Степанова Е. С. Манифестация категории чудесного в мифе: возвышенное и ужасное // Актуальные проблемы языкознания 2024 Т 1 № 1 С 133-138

18. Федотова А. А. Исследование категории ужасного в лингвистическом аспекте // Наука и культура России. 2019. Т 1. С. 169-172.

19. Федотова А. А. Стилистические средства выражения категории ужасного в русской литературе // Приоритеты современной русистики в осмыслении языкового пространства: сборник материалов Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 100-летию образования Республики Башкортостан и 110-летию создания Башкирского государственного университета. , Уфа, 27 ноября 2019 г. / отв. ред. Т. В. Григорьева. Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. С. 122-126.

20. Федотова А. А. Понятие «ужасное» в историческом, эстетическом и лингвистическом аспектах // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы Четырнадцатой международной научно-практической конференции, Самара, 9-10 октября 2019 г Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2019 С. 251-255.

21. Ростова Н. Н. Хоррор в современной философии: между антропологизацией и деантропологиза-цией дискурса // Вестник Московского университета Серия 7: Философия 2020 № 1 С 44-60

22. Kord S. Cabin in the Woods. Liverpool: Liverpool University Press, 2023. 128 с.

23. Уланд Л. О балладе. 1831 / пер. А. А. Гугнина // Эолова арфа: антология баллады / сост. А. А. Гугнина. М. : Высшая школа, 1989. С. 556-562.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)