Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Готический роман: истоки и эволюция

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-2-78-96

Аннотация

Цель. Рассмотрение и описание зарождения и становления готического романа и его жанровой типологии в литературе.

Процедура и методы. В работе использовались общенаучные и частные методы: диахронический, интерпретационный, лингвокультурологический, сравнительный и структурный анализ.

Результаты. Описаны основные эволюционные этапы готического романа. Выделены характерные сюжетные линии и границы готического романа. Сопоставлены культурологические особенности готических произведений французских, британских, русских и американских авторов. Отмечено влияние готических произведений на становление других жанров литературы, кино, музыки и компьютерных игр.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается во вкладе в научное исследование готического романа, в частности французского, британского, русского и американского. Представленные научные сведения являются полной, всеобъемлющей и окончательной интерпретацией исследуемой сущности, выявляют основные жанровые характеристики и особенности, что имеет большое теоретическое значение для литературоведения в аспекте исследования особенностей этого литературного жанра.

Об авторе

В. В. Безрукова
Воронежский государственный педагогический университет
Россия

Безрукова Вера Викторовна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка

г. Воронеж 



Список литературы

1. Bayer-Berenbaum L. The Gothic imagination: expansion in Gothic literature and art. London: Toronto: Associated University Press, 1982. 155 p.

2. Пушкина А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. №2. С. 319330.

3. Лясковская О. А. Французская готика. М. : Искусство, 1973. 174 с.

4. Хапаева Д. Готическое общество: морфология кошмара. 2-е изд. М. : Новое литературное обозрение, 2008 152 с

5. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. Б. Нарумова. М. : Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. 144 с.

6. Вацуро В. Э. Готический роман в России. М. : Новое литературное обозрение, 2002. 544 с.

7. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М. : Московский государственный университет, 1988. 232 с.

8. Култанова Ж. М. Концепты грех и вина в структуре готического романа. «Эликсиры сатаны» Э. Т. А. Гофмана // Межкультурная-интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: материалы IX Международной научно-практической конференции, Уфа, 03-04 декабря 2020 г Уфа: Башкирский государственный университет, 2020 С 165-174

9. Иванова Е. Г. Генезис и поэтика готических романов Чарльза Брокдена Брауна: автореф. дис.. . . канд. филол. наук. Великий Новгород, 2001. 22 с.

10. Трушкина А. П. «Готическая» традиция в отечественной прозе конца ХХ - начала XXI столетия: дис. . .. канд. филол. наук. Саранск, 2024. 21 с.

11. II. Вишнякова А. В. Символика и образность готического романа // Modern Science. 2020. № 12 (3). С. 93-96.

12. Гарашина Е. М. Готический роман в английской литературе XVIII-XIX вв. // Вестник университета им. А. Нобеля. 2020. № 1 (19). С. 142-149. DOI: 10.32342/2523-4463-2020-1-19-12

13. Малкина В. Я. Готический роман: Особенности жанра // Парадигмы: сборник работ молодых учёных. Тверь: Тверской государственный университет, 2000. С. 55-71.

14. Ибрагимова К. Р.Готический роман как роман о художнике: «сингоалла» (1857) Виктора Рюдберга // Литературоведческий журнал. 2024. № 3 (65). С 99-110. DOI: 10.31249/litzhur/2024.65.07

15. Растрепенин А. В. Гораций Уолпол - основоположник английского готического романа // Уральский филологический вестник. 2022. № 1. С 25-33. DOI: 10.26170/2306-7462_2022_01_02

16. Напцок Б. Р. Традиция литературной «готики»: генезис, эстетика, жанровая типология и поэтика: на материале английской литературы: дис.. . . д-ра филол. наук. Краснодар, 2016. 476 с.

17. Найденова В. М. Английский готический роман как один из истоков жанра фэнтези // Science Time. 2021. № 6 (90). С 18-21.

18. Морщинский В. С. , Чересюк П. А. Особенности преломления готической традиции в творчестве Г. Ф. Лавкрафта (на материале рассказа «Изгой») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т 15. № 7. С 2149-2153.

19. Ясакова Ю. Б. «Готический» роман Анны Радклиф в контексте позднего Просвещения: дис.. . . канд филол наук Нижний Новгород, 2002 208 с

20. Скобелева Е. В. Традиция «готического» романа в английской литературе XIX и XX веков: дис. . . . канд. филол. наук. М. , 2008. 197 с.

21. Заломкина Г. В. Пространственная доминанта в готическом типе сюжетного развертывания // Вестник Самарского государственного университета. 1999. № 3. С. 78-88.

22. Thurston J. W. The face of the beast: Bestial descriptions and psychological response in horror literature // Human Ecology Review. 2019. № 25 (2). P. 35-48.

23. Бахтин М М Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М : Художественная литература, 1990. 543 с.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)