Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Функция иронии в поэтическом двоемирии П. Н. Мамонова периода группы «Звуки Му»

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-2-137-145

Аннотация

Цель. Сформировать научную концепцию, объясняющую значение иронии в поэтике двоемирия Петра Николаевича Мамонова.

Процедура и методы. С помощью структурного, семиотического и культурно-исторического методов проанализированы поэтические тексты песен музыкальной группы «Звуки Му», принадлежащие авторству П. Н. Мамонова. В частности, изучены специфика субъектной организации данных поэтических текстов, образ лирического героя, система мотивов, связанных с иронией как модусом восприятия действительности.

Результаты.  Доказано, что ирония – одна из важнейших форм психологического двоемирия в поэтике П. Н. Мамонова. С ней связаны мотивы подчинения системе, осмеяния лирического персонажа и его саморазоблачения, выхода за пределы нормы. Она реализуется через абсурд, гротеск, гиперболу, плеоназм, антифразис и сама становится выражением мрачного мироощущения, включающего осмысление духовных путей эпохи и парадоксальной природы жизни.

Теоретическая и/или практическая значимость. В работе исследуется поэтическое наследие П. Н. Мамонова, почти забытое отечественным литературоведением. Почти все поэтические тексты, изученные в работе, подвергаются научному осмыслению впервые. Продуктивным становится исследование взаимодействия парадокса и абсурда как эстетических категорий. Обогащается понимание специфики двоемирия в русской рок-поэзии.

Об авторе

О. С. Харитонова
Независимый исследователь
Россия

Харитонов Олег Сергеевич – учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа им. маршала В. И. Чуйкова»

г. Лобня



Список литературы

1. Станкович З. Г. Саморефлексия в русской рок-поэзии: к постановке проблемы // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2022. №1. С 18-28. DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-55-58

2. Карпов В. А. “Вам полезен мой крик” (поэтические открытия Петра Мамонова) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2003. № 7-8. С 15-19.

3. Доманский Ю. В. Поэтика рок-поэзии: о ключевых формулах рок-текста как объекте его идентификации и анализа // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2022. № 22. С. 6-17.

4. Янь Куань. Динамика двоемирия в романах Гайто Газданова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2021.28 с.

5. Канарская Е. И. Двоемирие в художественной системе Н. В. Коляды: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород. 2019. 24 с.

6. Луговской А. В. Двоемирие художественного произведения как основа создания конфликта (на материале романа Г. Уэллса «Мистер Блетроуси на острове Рэмполь») // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-2 (55). С. 55-58.

7. Чжу Цзывэй. Анализ поэтики двоемирия в произведениях Набокова: на примере рассказа «Облако, озеро, башня» // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 528-530.

8. Бабченко Н. В. Хронотоп и его взаимосвязь с типом лирического героя в рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2019. № 19. С. 38-47.

9. Жукова А. А. Поэзия рока и рэпа сквозь призму категории бестиарности // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2022 № 22 С 29-39

10. Авилова Е. Р., Васильчук Е. О. Категория абсурда в идейном базисе панк-субкультуры // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2013. № 14. С. 53-61.

11. Вайман С. Т. Бальзаковский парадокс. М. : Советский писатель, 1981. 368 с.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 250


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)