Функция иронии в поэтическом двоемирии П. Н. Мамонова периода группы «Звуки Му»
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-2-137-145
Аннотация
Цель. Сформировать научную концепцию, объясняющую значение иронии в поэтике двоемирия Петра Николаевича Мамонова.
Процедура и методы. С помощью структурного, семиотического и культурно-исторического методов проанализированы поэтические тексты песен музыкальной группы «Звуки Му», принадлежащие авторству П. Н. Мамонова. В частности, изучены специфика субъектной организации данных поэтических текстов, образ лирического героя, система мотивов, связанных с иронией как модусом восприятия действительности.
Результаты. Доказано, что ирония – одна из важнейших форм психологического двоемирия в поэтике П. Н. Мамонова. С ней связаны мотивы подчинения системе, осмеяния лирического персонажа и его саморазоблачения, выхода за пределы нормы. Она реализуется через абсурд, гротеск, гиперболу, плеоназм, антифразис и сама становится выражением мрачного мироощущения, включающего осмысление духовных путей эпохи и парадоксальной природы жизни.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе исследуется поэтическое наследие П. Н. Мамонова, почти забытое отечественным литературоведением. Почти все поэтические тексты, изученные в работе, подвергаются научному осмыслению впервые. Продуктивным становится исследование взаимодействия парадокса и абсурда как эстетических категорий. Обогащается понимание специфики двоемирия в русской рок-поэзии.
Ключевые слова
Об авторе
О. С. ХаритоноваРоссия
Харитонов Олег Сергеевич – учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа им. маршала В. И. Чуйкова»
г. Лобня
Список литературы
1. Станкович З. Г. Саморефлексия в русской рок-поэзии: к постановке проблемы // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2022. №1. С 18-28. DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-55-58
2. Карпов В. А. “Вам полезен мой крик” (поэтические открытия Петра Мамонова) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2003. № 7-8. С 15-19.
3. Доманский Ю. В. Поэтика рок-поэзии: о ключевых формулах рок-текста как объекте его идентификации и анализа // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2022. № 22. С. 6-17.
4. Янь Куань. Динамика двоемирия в романах Гайто Газданова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2021.28 с.
5. Канарская Е. И. Двоемирие в художественной системе Н. В. Коляды: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород. 2019. 24 с.
6. Луговской А. В. Двоемирие художественного произведения как основа создания конфликта (на материале романа Г. Уэллса «Мистер Блетроуси на острове Рэмполь») // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-2 (55). С. 55-58.
7. Чжу Цзывэй. Анализ поэтики двоемирия в произведениях Набокова: на примере рассказа «Облако, озеро, башня» // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 528-530.
8. Бабченко Н. В. Хронотоп и его взаимосвязь с типом лирического героя в рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2019. № 19. С. 38-47.
9. Жукова А. А. Поэзия рока и рэпа сквозь призму категории бестиарности // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2022 № 22 С 29-39
10. Авилова Е. Р., Васильчук Е. О. Категория абсурда в идейном базисе панк-субкультуры // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2013. № 14. С. 53-61.
11. Вайман С. Т. Бальзаковский парадокс. М. : Советский писатель, 1981. 368 с.