Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

О некоторых особенностях организации субъектной структуры песен А.А. Галича

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-1-68-78

Аннотация

ЦельВыявить и описать основные особенности организации субъектной структуры песен А. А. Галича, уделяя наибольшее внимание тем песенным тестам, в которых лирический субъект реализуется посредством личных местоимений (наиболее распространённый в русской языковой парадигме способ репрезентации лирического субъекта).

Процедура и методы. В процессе исследования используется имманентный и сопоставительный анализ поэтических текстов. Основным предметом анализа становится субъектная структура песен Галича, поскольку именно этот элемент художественной системы особенно тщательно разрабатывался самим автором на протяжении всего творческого пути: от первых песен до песен последних.

РезультатыВ статье описываются наиболее часто используемые А. Галичем способы формирования субъектной структуры поэтического текста: комбинирование в рамках одного стихотворения разных местоимений, маркирующих появление разных точек зрения, введение в текст песен литературных цитат и активное оспаривание содержащихся в них утверждений, что свидетельствует о возникновении своеобразного диалога между лирическими героями Галича и героями других поэтов (Пастернака, Маяковского, Мандельштама). Кроме того, в результате анализа выявляется ряд тем и мотивов, обращение к которым у Галича обязательно сопровождается усложнением субъектной структуры текста.

Теоретическая и/или практическая значимостьПроведённый анализ субъектной структуры песен А. А. Галича демонстрирует значимость категорий «лирический субъект» и «точка зрения» для конкретного поэтического текста и для поэзии как рода литературы. Результаты исследования могут быть использованы в следующих курсах: «Теория литературы», «Анализ художественного текста», «История русской литературы ХХ века».

Об авторе

О. Ю. Казмирчук
Московский городской педагогический университет
Россия

Казмирчук Ольга Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент департамента филологии Института гуманитарных наук 

119226, г. Москва, пр. 2-й Сельскохозяйственный, д. 4



Список литературы

1. Аронов М. Александр Галич. Полная биография. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 880 с.

2. Архипочкина О. О. Пастернак в творческом восприятии Галича // Галич: Новые статьи и материалы / сост. А. Е. Крылов. М.: ЮПАПС, 2003. С. 117–127.

3. Богомолов Н. А. Бардовская песня глазами литературоведа. М.: Азбуковник, 2019. 528 с.

4. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 352 с.

5. Геймбух Е. Ю. Лирическая прозаическая миниатюра: основные признаки жанра и его функционирование в литературе XIX–XX веков (линвгостилистический аспект). Владимир: Транзит-ИКС, 2018. 207 с.

6. Девятова Н. М. О сравнительном потенциале предметных существительных // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием, Ярославль, 27–28 мая 2022 / под науч. ред. Т. П. Курановой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет, 2022. С. 64–73.

7. Кихней Л. Г. Лирический субъект в поэзии В. Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг.: сборник научных трудов. Владимир: Воронежский государственный педагогический университет, 2009. С. 9–42.

8. Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811–1843. М.: Кучково поле, 2008. 448 с.

9. Корман Б. О. Лирика Некрасова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1964. 390 с.

10. Крылов А. Е. «Коломийцев в полный рост». О чём поведали старые плёнки // Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 3. М.: Булат, 2009. С. 172–192.

11. Кулагин А. В. Детство как лирическая тема Галича // Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 3. М.: Булат, 2009. С. 45–59.

12. Кулагин А. В. «Сначала он, а потом мы…» Крупнейшие барды и наследие Вертинского // Кулагин А. В. Высоцкий: Источники. Традиции. Поэтика. М.: Булат, 2024. С. 7–31.

13. Левина Л. А. Песенная новеллистика Александра Галича // Вопросы литературы. 2004. № 3. С. 151–172.

14. Малкина В. Я. Жанр баллады в творчестве А. Галича (постановка проблемы) // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 104–108.

15. Малкина В. Я. Типология лирических субъектов // Новый филологический вестник. 2023. № 4 (67). С. 20–31.

16. Малкина В. Я., Доманский Ю. В. Мифы о поэтах и автобиографический миф в «Александрийских песнях» А. Галича // Галич. Проблемы поэтики и текстологии. М.: Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого, 2001. С. 129–138.

17. Поливанов К. М. «Гамлет» // Поливанов К. М. Пастернак и современники. Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М.: Высшая школа экономики, 2006. С. 260–267.

18. Свиридов С. В. Начало «пражской осени». Ещё о «Петербургском романсе» Галича // Галич: Новые статьи и материалы. М.: ЮПАПС, 2003. С. 128–154.

19. Соколова И. А. Театральное начало песенной поэзии А. Галича // Галич: Новые статьи и материалы. М.: ЮПАПС, 2003. С. 163–198.

20. Субъектная структура лирики: коллективная монография / сост., ред. В. Я. Малкина. М.: Эдитус, 2024. 216 с.

21. Фризман Л. Г. Декабристы глазами Александра Галича // Галич: Новые статьи и материалы. М.: ЮПАПС, 2003. С. 31–39.

22. Шаповалова Т. Е. Темпоральная семантика поэтического высказывания [Электронный ресурс]. М.: Московский государственный областной университет, 2020. 167 с.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)