Комедия В. П. Катаева «Дорога цветов»: аллюзии и социальный компонент
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-3-111-120
Аннотация
Цель. Выявить и исследовать аллюзии и социальной компонент действительности в художественной структуре комедии В. Катаева «Дорога цветов».
Процедура и методы. Проанализированы критика, рецензии, статьи авторов советского и постсоветского периодов. Выполнена архивно-исследовательская работа рассматриваемого периода. При исследовании использовались возможности текстологического, структурного, социологического методов изучения литературы. Проведён выборочный анализ произведения, выявлен художественный слой произведения, в котором использованы аллюзии научных работ Л. С. Выготского, компоненты социальной действительности. Определены художественные элементы и приёмы, позволившие автору выразить скрытую за внешним действием идею.
Результаты. Итоги исследования возмещают отсутствие критического подхода к пьесе, в советский период связанного с литературной политикой, в новейшее время – с отсутствием исследовательского интереса к драматургии В. Катаева. С появления комедии на публике и по настоящее время считалось, что комедия «Дорога цветов» – это сатирическая комедия, высмеивающая демагога Завьялова, рассказывающего о фантастическом советском будущем, цинично использовавшего свою публичность в пошлых целях. Однако проведённый анализ позволил установить, что внешнее сатирическое действие является прикрытием основного замысла автора. Результаты исследования показали, что авторское критическое выражение, строящееся на аллюзионном и социальном материале, расположенном в художественной структуре сатирического действия, направляет внимание читателя / зрителя на научные работы Л. С. Выготского и обобщённый образ либералов Завьяловых, расширяющих багаж знаний из работ учёного.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выявленный исследованием аллюзионный и социальный аспект комедии послужит новому пониманию «Дороги цветов» в контексте комедийной драматургии начала 1930-х гг. Средства и приёмы драматургии, а также скрытая тема произведения, выявленные в исследовании, расширят представление о комедиографическом творчестве В. П. Катаева. Материалы исследования могут быть использованы на лекциях по драматургии 1920–30-х гг., семинарах, посвящённых драматургии В. П. Катаева. Результаты работы могут быть использованы художественными руководителями театров, режиссёрами, сценографами в постановке драматургических произведений Катаева на сцене.
Ключевые слова
Список литературы
1. Григорьева О. И. Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 – июнь 1941 г.) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. № 61. С. 92–97.
2. Завершнева Е. Ю. Исследование рукописи Л. С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 119–137.
3. Киселев Н. Н. Проблемы советской комедии. Томск: Томский университет, 1973. 201 с.
4. Литовская М. Социохудожественный феномен В. П. Катаева: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2000. 51 с.
5. Литовская М. Социохудожественный феномен В. П. Катаева: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1999. 493 с.
6. Макеев В. О. Газета «Правда» как источник советской пропаганды // Молодой учёный. 2022. № 27. С. 121–124.
7. Майданский А. Д., Леонтьева А. А. Л. С. Выготский. О методических основах психологического изучения культурно своеобразных народов // Диалог со временем. 2022. № 81. С. 382–401.
8. Мухина В. Лев Семёнович Выготский во времени истории: социально-исторический прессинг и поиск пути // Развитие личности. 2016. № 4. С. 10–27.
9. Мхитарян С. А. Журналистика и пропаганда нацистской Германии // Медиаисследования. Российско-армянский университет. 2020. № 7. С. 204–211.
10. Саенко А. С. Роль отдела учёта рабочей силы в подпольной работе концентрационного лагеря Бухенвальд // Вестник Калужского университета. 2020. № 1. С. 51–54.
11. Суриков И. Е. Винкельман – Ницше – Гитлер. «Немецкая античность» и складывание нацистской идеологии // История и современность. 2012. № 1. С. 192–207.
12. Фролов В. О советской комедии. М.: Искусство, 1954. 340 с.