Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Особенности экспликации концепта «дуб» в языковой мифологической картине мира

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-3-50-61

Аннотация

Цель. Рассмотреть лингвокультурологический концепт «дуб» и исследовать содержание этого концепта в славянских мифах, поставив задачу произвести полиаспектный синхронно-диахронный анализ основных экспликаторов – дуб и дерево.

Процедура и методы. В исследовании применены: 1) описательный метод, заключающийся в представлении современных значений слов дуб и дерево, а также истории этих слов и их этимологии; 2) сопоставительный метод, связанный с установлением исторической синонимичности слов дуб и дерево; 3) методы структурного и семантического анализов фразеологических единиц, связанных с лексемой дуб.

Результаты. Проведённое исследование показало, что лексема дуб и устойчивое сочетание вечное/мировое древо для исследуемой в статье мифологической картины мира, т. е. дохристианского периода и начала христианского; дуб и вечное/мировое древо, а также фразеологизмы, связанные со словом дуб, отражают языческие, мифологические и христианские представления русского человека.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в трёхуровневом исследовании концепта «дуб» и связи репрезентирующей его лексемы со словосочетанием «вечное/мировое древо»: в речевом материале наблюдалось замещение лексемы дуб на вечное древо и наоборот. На основании рассмотрения современных значений слов дуб и дерево, изучения их этимологии и истории установлены основания для восприятия в мифологическом сознании русского человека (дописьменной эпохи, вероятно, во время распространения язычества, в дохристианский период) дерева дуб как вечного /мирового дерева, находящегося в центре мироздания.

Об авторе

В. А. Кулакова
Государственный университет просвещения
Россия

Кулакова Виктория Александровна – аспирант кафедры славистики, общего языкознания и культуры коммуникации факультета русской филологии; учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 1 г. о. Реутов 

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская речь: сборник статей / под ред. Л. В. Щербы. Л.: Академия, 1928. С. 28–44.

2. Баркова А. Л. Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 248 с.

3. Богумил Влх. Кощей Бессмертный. Владыка загробного мира в мифологии славян. М.: Велигор, 2022. 232 с.

4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

5. Красе Н. А. Механизмы символизации русского времени в концептуальном поле «мирового дерева» // Вестник Российского университета дружбы народов. 2007. №3. С. 40–44.

6. Лазарев М. А. Мифологическая картина мира // Гуманитарное пространство. 2017. Т. 6. №2. С. 269–282.

7. Пак И. Я. Языковое воплощение образа дерева/растения в русском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2006. 26 с.

8. Сивова Т. В. Дендронимический код произведений Паустовского через призму цвета. Концепт дуб // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы IV Международной научно-практической конференции / Минск, 19–20 марта 2020 года / под ред. О. Г. Прохоренко. Минск: Белорусский государственный университет, 2020. С. 427–432.

9. Хажина Р. В., Ижбаева Г. Р. Репрезентация концепта «дуб» в произведениях М. Карима и Л. Н. Толстого // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы XII Международной научно-практической конференции / Уфа, 14 декабря 2017 года. Том II. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет, 2018. С. 185–187.

10. Фрумкина Р. Ф. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Научно-техническая информация. Серия 2. 1992. № 3. С. 11–18.


Рецензия

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)