Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Отзвуки поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» в художественном мире М. Ю. Лермонтова

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-3-2-66-76

Аннотация

Цель. Раскрытие влияния поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан» на художественный мир Лермонтова, на его представления о женском идеале и сущности любви.

Процедура и методы. Объектом исследования является рецепция Лермонтовым поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан» в аспекте художественного претворения её сюжетики, образности, духовного содержания. Посредством анализа таких лермонтовских произведений, как «Грузинская песня», «Две невольницы», поэтического послания «На светские цепи…» даётся целостное исследование динамического восприятия Лермонтовым пушкинской поэмы. Методология работы связана с использованием биографического, культурно-исторического, сравнительно-исторического, эстетического подходов, позволяющих выявить творческие переклички Пушкина и Лермонтова, уточнить особенности личного восприятия человека и специфику художественного метода двух поэтов.

Результаты. Художественное осмысление поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан» у Лермонтова двухэтапно. Если на раннем этапе творчества он воспринимает и претворяет в своей поэзии её сюжетику и наиболее яркие черты изображённых характеров, то в зрелом творчестве «Бахчисарайский фонтан» получает онтологическое осмысление, связанное с пониманием женской красоты и феномена любви как духовной силы, определяющей состояние человека и судьбы истории. Наиболее значимым в усвоении пушкинской традиции представляется посвящённое М. А. Щербатовой стихотворение «На светские цепи…». Женский образ в стихотворении Лермонтова являет собой синтез художественного опыта Пушкина, воспринятого Лермонтовым в доверии постоянной памяти его текста, и его личного опыта восприятия духовного начала женской красоты.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с уточнением особенностей преломления пушкинской традиции в творчестве Лермонтова, с конкретизацией значения пушкинского текста в формировании миросозерцания Лермонтова.

Об авторах

И. А. Киселева
Государственный университет просвещения
Россия

Киселева Ирина Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а



К. А. Поташова
Государственный университет просвещения
Россия

Поташова Ксения Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а



Список литературы

1. Аношкина-Касаткина В. Н. Русский романтизм. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин. М.: Московский государственный областной университет, 2014. 400 с.

2. Аношкина-Касаткина В. Н. Сиротский мотив в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (об итогах творчества поэта) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2011. № 3. С. 101–109.

3. Благой Д. Д. Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: сборник первый. М.: ОГИЗ; Государственное издательство художественной литературы, 1941. С. 356–421.

4. Галахов А. Д. Ответ г. Шевыреву на разбор его «Полной русской хрестоматии…». Ст. 2 // Отечественные записки. 1843. Т. 30. № 9. Отд. 8. С. 35–37.

5. Ильин И. А. Книга надежд и утешений. М.: Альта Принт, 2012, 383 с.

6. Казарин В. П., Новикова М. А. Украинский контекст творчества М. Ю. Лермонтова (некоторые методологические аспекты) // Вопросы русской литературы. 2014. № 28 (85). С. 5–23.

7. Киселева И. А., Поташова К. А. Истоки и образное воплощение имперского сознания М. Ю. Лермонтова // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 3. С. 87–100. DOI: 10.15393/j9.art.2022.11242

8. Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 111–129. DOI: 10.15393/j9.art.2020.6762.

9. Киселева И. А., Поташова К. А. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К портрету» (1840): поэтика текста и образа // Проблемы исторической поэтики. 2024. Т. 22. № 2. С. 25–49. DOI: 10.15393/j9.art.2024.13463

10. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. М.: Путь, 1911. 300 с.

11. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. M.: Аспект Пресс, 1995. 384 с.

12. Назарова Л. Н. М. А. Щербатова и стихотворения Лермонтова, ей посвящённые // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 278–284.

13. Нейман Б. В. Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова. Киев: Типография университета св. Владимира, 1914. 139 с.

14. Поташова К. А. Феномен Рафаэля в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: к проблеме родного и вселенского [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14154 (дата обращения: 02.06.2024).

15. Сандомирская В. Б. Лермонтовский альбом 1827 г. // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 213–232.

16. Телегина С. М. М. Ю. Лермонтов в критике журнала «Москвитянин» // Русско-Византийский вестник. 2021. № 2 (5). С. 130–165. DOI: 10.47132/2588-0276_2021_2_130.


Рецензия

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)