Художественная рецепция евангельской притчи о сеятеле в русской поэзии XIX в.
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-1-91-100
Аннотация
Цель. Раскрыть типологию поэтической рецепции Притчи о сеятеле в русской поэзии XIX в. Данная цель обусловила следующие задачи: выявить парадигмальный религиозный код Притчи о сеятеле, проанализировать художественные формы её рецепции, прояснить индивидуальные жанровые и стилистические решения русских поэтов в развитии мотивов и образов евангельской притчи.
Процедура и методы. Проанализирован корпус лирических текстов А. С. Пушкина, Е. А. Боратынского, А. С. Хомякова, Н. П. Огарёва, Н. А. Некрасова. Выбор данных разноплановых поэтов помогает раскрыть концептуальный характер культурного кода Притчи о сеятеле для русского художественного сознания, многогранность художественной рецепции евангельского источника. Использованы культурно-исторический метод, метод сравнительного анализа, а также методики целостного и интертекстуального анализа. Основное содержание исследования составляет анализ развития мотивов пророческого служения, подведения жизненных итогов, духовного покоя и свободы.
Результаты. Проведённый анализ показал значимость евангельской Притчи о сеятеле для русской поэзии и её неразрывную связь с национальными концептами слова, духовной свободы и покоя. По итогам исследования сделан вывод об общности, преемственности и индивидуальных различиях рецепции Притчи о сеятеле. Евангельские аллюзии и реминисценции в произведениях русских поэтов раскрывают христианскую метафизику бессмертия, приобретают эсхатологическую направленность.
Теоретическая и/или практическая значимость. Статья вносит определённый вклад в изучение жанра притчи в истории русской литературы, в осмысление художественной религиозности и философичности русской классической литературы. Материалы публикации могут быть использованы в вузовском преподавании истории русской литературы, в подготовке примечаний к лирическим текстам.
Об авторе
Г. В. КосяковРоссия
Косяков Геннадий Викторович – доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 22
Список литературы
1. Алпатова Т. А., Поташова К. А. Поэтический космос Е. А. Баратынского: Стихотворение «Осень» в свете карамзинской традиции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 5. С. 188–193. DOI: 10.18384/2310-7278-2016-5-188-194
2. Белецкий А. Н. Парадоксы евангельских притчей // Дамаскин. 2024. № 1 (65). С. 50–55.
3. Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. М.: Языки русской культуры, 2007. 656 с.
4. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб.: Академический проект, 1999. 400 с.
5. Дамьян Н. А. Роль притчи в творчестве А. С. Пушкина // Болдинские чтения: сборник статей по материалам международной научной конференции, Болдино, 15–17 сентября 2020 г. / отв. ред. И. С. Юхнова. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н. А. Добролюбова, 2021. С. 70–73.
6. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках. М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2003. 1056 с.
7. Жукова О. А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022. 593 с.
8. Ианнуарий (Ивлев), архим. Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в христианстве. М.: Никея, 2020. 352 с.
9. Кошемчук Т. А. Русская поэзия в контексте православной культуры. СПб.: Наука, 2006. 639 с.
10. Ларионова Е. О. О тексте стихотворения «Свободы сеятель пустынный…» // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. № 1. С. 245–249.
11. Лотман Ю. М. Две «Осени» // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 394–406.
12. Ничипоров И. Б. Русская литература и Православие: пути диалога в истории и современности. М.: МАКС Пресс, 2022. 232 с.
13. Религиозные коды русской литературы XIX–XX веков: коллективная монография / под ред. С. Б. Королевой. М.: ЛЕНАРД, 2023. 304 с.
14. Ромодановская Е. К. Специфика жанра притчи в древнерусской литературе // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сборник научных трудов. Петрозаводск: Петрозаводский университет, 1998. С. 73–111.
15. Ромодановская Е. К., Капинос Е. В. От притчи к роману // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 3 (60). С. 119–131.
16. Супрунова Д. А. «У нас один лишь Бог…» (басня и притча в русской литературе XVIII века // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (14). С. 7–17.
17. Успенский П. Ф. «Путём зерна» как формула революции: Ходасевич, Некрасов, крестьянские поэты и аграрная топика русской лирики // Русская литература. 2020. № 2. С. 131–147. DOI: 10.31860/0131-6095-2020-2-131-147
18. Филология и теология: актуальные вопросы междисциплинарных исследований: коллективная монография / отв. науч. ред. и сост. С. В. Феликсов. М.: Перервинская духовная семинария, 2022. 268 с.
19. Шатин Ю. В. Современные метаморфозы притчи // Притча в русской словесности: от Средневековья к современности: коллективная монография / отв. ред. Е. Н. Проскурина, И. В. Силантьев. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2014. С. 448–454.