Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Генезис и трансформация образа Мадонны в поэзии А. С. Пушкина

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-3-2-96-105

Аннотация

Цель. Реконструкция динамики пушкинского восприятия и художественного воспроизведения образа Пречистой Девы.

Процедура и методы. Устанавливается эстетическая функция религиозного символа и его роль в формировании аксиологической системы поздней лирики А. С. Пушкина. Рассматривается трансформация средневекового жанра видений как источника поэтического вдохновения. Обнаруживается софиологическая перспектива любовной поэзии, сформировавшей позднее художественную мифологию Вечной женственности. С помощью генеративного и герменевтического анализа пушкинских стихотворений «Мадона» (1830), «Жил на свете рыцарь бедный…» (1829), «К*** («Я помню чудное мгновенье…»)» (1825) раскрываются смысловые пласты образности, связывающей русскую и европейскую поэзию о любви в религиозно-софийном контексте.

Результаты. Делается вывод о том, что в ряде стихотворений А. С. Пушкина присутствуют не только аллюзии на европейское искусство, но и выражается глубинный опыт духовного лирико-мистического переживания красоты, любви, женственности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования расширяют и дополняют представления о культурологических источниках, контексте и возможностях интерпретации классических стихотворений А. С. Пушкина в системе дискуссионности и феномена приращения смыслов.

Об авторе

М. В. Яковлев
Государственный гуманитарно-технологический университет; Государственный университет просвещения
Россия

Яковлев Михаил Владимирович – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы; профессор кафедры русской и зарубежной литературы

142611, Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Зелёная, д. 22

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а



Список литературы

1. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве / пер. с нем. С. С. Белокриницкой. М.: Искусство, 1977. 263 с.

2. Киселева И. А., Поташова К. А. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К портрету» (1840): поэтика текста и образа // Проблемы исторической поэтики. 2024. Т. 22. № 2. С. 25–49. DOI: 10.15393/j9.art.2024.13463. EDN: ADSEMW.

3. Поташова К. А. Феномен Рафаэля в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: к проблеме родного и вселенского // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4. URL: http://science-education.ru (дата обращения: 10.05.2024).

4. Соловьёв В. С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Пушкин в русской философской критике: конец XIX – первая половина XX в. М.: Книга, 1990. 527 с.

5. Соловьёв В. С. Судьба Пушкина // Пушкин в русской философской критике: конец XIX – первая половина XX в. М.: Книга, 1990. 527 с.

6. Сурат И. З. «Жил на свете рыцарь бедный…». М.: Московское культурологического общество, 1990. 165 с.

7. Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. 336 с.

8. Яковлев М. В. Между Мадонной и Великой Блудницей: уроки символизма в поэтическом мире Д. Андреева // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2019. №6. С. 70–82.


Рецензия

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)