Авторские стратегии взаимодействия с читателем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-2-29-35
Аннотация
Цель. Проследить пути взаимодействия автора с читателем в сборнике Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Процедура и методы. Обозначены повествовательные стратегии Н. В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» с позиций рецептивной эстетики, отдельно отмечено их воздействие на «воспринимающее сознание». Исследование опирается на дескриптивный и системный подходы к художественному тексту.
Результаты. Установлено, что Гоголь посредством использования художественных приёмов обрамления, «речевой маски», авторского монолога влияет на восприятие текста читателем; также отмечена роль этих приёмов в формировании литературного опыта.
Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение данной проблемы позволило выявить авторские техники повествования в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Полученные результаты могут быть полезны для литературоведческих разысканий, посвящённых роли читателя в процессе рецепции и интерпретации художественного произведения.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. ЯровойРоссия
Яровой Сергей Александрович – аспирант кафедры истории русской литературы филологического факультета
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
Список литературы
1. Виноградов В. В. Этюды о стиле Гоголя // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: избранные труды / отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков. М.: Наука, 1976. С. 229–366.
2. Виноградов И. А. Учительство и проповедь в первой напечатанной повести Н. В. Гоголя «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», 1830) // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 1. С. 54–109.
3. Воропаев В. А. Диалог о душевном и духовном: Н. В. Гоголь и святитель Игнатий (Брянчанинов) // Культура и текст. 2022. № 2 (49). С. 18–23.
4. Воропаев В. А. Нет другой двери…: О Гоголе и не только. М.: Белый город, 2019. 448 с.
5. Левин Ю. И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика: сборник научных трудов. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 464–482.
6. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. С. 423–436.
7. Малкина В. Я. Типология лирических субъектов // Новый филологический вестник. 2023. № 4 (67). С. 20–31.
8. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Теоретическая поэтика / сост., вступ. ст., коммент. А. Б. Муратова. М.: Высшая школа, 1990. С. 22–54.
9. Третьяков Е. О. «Человек без содержания»: «минимальное я» как основа восприятия Н. В. Гоголя как личности и автора (на материале писем А. Я. Булгакова В. А. Жуковскому и первой гоголевской книги «Вечера на хуторе близ Диканьки») // Gaudeamus Igitur. 2020. № 1. С. 29–36.
10. Цурганова Е. А. Полифония русских голосов в западном литературоведении ХХ в. // Современная наука о литературе: основные тенденции и проблемы: сборник научных трудов / отв. ред. Е. А. Цурганова. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 104–118.
11. Шаповалова Т. Е. Лексико-грамматические маркёры категории синтаксического времени в комедии А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2023. № 2. С. 43–55.