Пограничный хронотоп в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и «Рассказах Ляо Чжая о необычайном» Пу Сунлина
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-2-20-28
Аннотация
Цель. Выявить смысловую общность пограничного хронотопа в сборнике Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и сборнике новелл Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая о необычайном».
Процедура и методы. В работе проводится последовательный анализ пограничных хронотопов в прозе Гоголя и Пу Сунлина на предмет обнаружения общих мотивов и их последующего сопоставительного изучения и интерпретации. Основными методами исследования стали анализ и последующий синтез и сравнительный метод в литературоведении.
Результаты. Анализируя разнообразные пограничные хронотопы, характерные для фантастических произведений Гоголя и Пу Сунлина (время: вечер, ночь, праздник; локус: дом, кабинет, окно, дорога, пространство сна и др.), можно прийти к выводу, что у указанных авторов промежуточная точка пространственно-временного существования может быть истолкована как особая сфера, где герой вступает в контакт с иноприродными персонажами в напряжённый момент своей жизни и остаётся живым и целым или погибает в зависимости от принятых им нравственных решений.
Теоретическая и/или практическая значимость работы заключается в том, что её результаты позволяют прояснить своеобразие присутствия фантастических образов потустороннего мира в творчестве Гоголя и Пу Сунлина; результаты исследования могут быть использованы как при изучении творчества Гоголя в китайской аудитории, так и для разработки образовательного курса по сравнительному изучению русской и китайской литературы.
Ключевые слова
Об авторе
Вэньцзюнь СуньРоссия
Сунь Вэньцзюнь – аспирант кафедры истории русской литературы
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
518172, провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюэюань, д. 1, Китайская Народная Республика
Список литературы
1. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. Т. 1 / под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1976. С. 70–369.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
3. Болдырева Е. М. «Мой далёкий двойник где-то там, на другом берегу…»: Российско-китайский литературный диалог. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 347 с.
4. Виноградов И. А. Гоголь художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М.: Наследие, 2000. 450 с.
5. Воропаев В. А. Нет другой двери…: О Гоголе и не только. М.: Белый город, 2019. 448 с.
6. Гиппиус В. В. Творческий путь Гоголя // Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. Л.: Наука, 1966. С. 46–199.
7. Гоголь и мировая литература: сборник статей / отв. ред. Ю. В. Манн. М.: Изд-во ИМЛИ, 2003. 400 с.
8. Гольденберг А. X. Архетипы в поэтике Гоголя. Волгоград: Перемена, 2007. 260 с.
9. Евдокимов А. А. О генезисе ноктюрнальности в «Вечерах на хуторе близ Диканьки Н. В. Гоголя» // Поэзия филологии. Филология поэзии: сборник конференции, посвящённой А. А. Илюшину, Тверь, 12 февраля 2017 г. Тверь: Издатель А. Н. Кондратьев, 2018. С. 45–50.
10. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
11. Манн Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 742 c.
12. Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М.: Республика, 1995. С. 4–150.
13. Янушкевич А. С. Особенности композиции «Вечеров на хуторе близ Диканьки» // Мастерство писателя и проблемы жанра. Томск: Изд-во Томского университета, 1975. С. 100–109.
14. Damrosch D. Comparing the Literatures: Literary Studies in a Global Age. Princeton: Princeton University Press, 2020. 392 p.
15. Ferris D. Why compare // A companion to Comparative Literature. 1st ed. Hoboken: Wiley-Blackwell Publishing house, 2011. P. 35–43.
16. 冯镇峦. 《聊斋志异》点评. 长沙. 岳麓书社. 2022 (Фэн Чжэньлуань. Рецензия на сборник «Ляо Чжай Чжи И». Чанша: Юэлу, 2022).
17. 马瑞芳. 马瑞芳品读《聊斋志异》.北京. 天地出版社. 2023 (Ма Жуйфан. Ма Жуйфан читает «Ляо Чжай Чжи И». Пекин: Тяньди, 2023).
18. 黄霖. 中国古代小说叙事三维论. 上海. 上海书店出版社. 2009 (Хуан Линь. Теория трёхмерного повествования древних китайских романов. Шанхай: Шанхайское книжное издательство, 2009).