Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

«РАССКАЗ О БЕЗОТВЕТНОЙ ЛЮБВИ» М. ГОРЬКОГО КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ ФАНАТИЗМУ И «ВАКХАНАЛИИ СЕРДЦА»

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2021-5-78-91

Аннотация

Цель. Рассмотреть проблематику и художественное своеобразие «Рассказа о безответной любви» как концептуального в этапном цикле М. Горького «Рассказы 1922-1924 годов», занима-ющего важное место в мировоззрении и творческой биографии писателя. Процедура и методы. Для раскрытия темы используются историко-литературный, мировоззренческий и биографический факторы, сопоставительно-аналитический метод, приёмы целостного анализа художественного единства содержания и формы, основанного на детальном рассмотрении субъектной организации текста, поэтики образов, ранее неизвестных писем М. Горького и других документов, что позволяет более точно выявить художественные смыслы произведения, авторскую позицию, зашифрованную в стилевой манере «объективного письма», необходимой в работе над большой итоговой повестью «Жизнь Клима Самгина». Результаты. Проведённый анализ рассказа, особенностей раскрытия характеров героев из так называемой культурной среды позволяет уточнить природу опасений М. Горького в отношении будущего страны в условиях неразвитой социалистической этики, культуры чувства и разума и обосновать необходимость изучения произведения в вузе, в старших классах лицеев, колледжей, выявить как ценностные критерии авторского восприятия мужского и женского начала во взглядах на искусство театра, так и морально-этические принципы в таких категориях, как любовь, верность, ревность, деятельное отношение к жизни. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в осмысление художественного мира М. Горького начала 1920 гг., открывают перспективу для нового прочтения данного и других произведений писателя советского периода.

Об авторе

Т. Д. Белова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия


Список литературы

1. Ариас-Вихиль М. А. Буревестник vs. Альбатрос: Французский контекст творчества М. Горького. М.: Темп, 2018. 534 с.

2. Ариас-Вихиль М. А. Ромэн Роллан и Максим Горький: Историко-функциональные и общественно-политические аспекты литературного диалога (по материалам Архива А. М. Горького). М.: ИМЛИ РАН, 2020. 473 с.

3. Барахов В. С. Драма Максима Горького (Истоки, коллизии, метаморфозы). М.: ИМЛИ РАН, 2004. 382 с.

4. Белова Т. Д. М. Горький. «Жизнь Клима Самгина»: проблемы современного прочтения: учебное пособие. Саратов: Саратовский источник, 2018. 291 с.

5. Бялик Б. А. Судьба Максима Горького. М.: ГИХЛ, 1968. 392 с.

6. Волков А. А. Художественный мир Горького (Советские годы). М.: Современник, 1978. 367 с.

7. Воронский А. К. Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1963. 425 с.

8. Келдыш В. А. О ценностных ориентирах в творчестве М. Горького // Кедлыш В. А. О «Серебряном веке» русской литературы: общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 163-170.

9. Лейдерман Н. Д. Непрочитанный Горький [Электронный ресурс] // Урал. 2008. № 7. URL: https://magazines.gorky.media/ural (дата обращения: 27.04.2021).

10. Селезнева М. А. Поэтика характеров в «Рассказах 1922-1924 годов» М. Горького: дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2006. 159 с.

11. Смирнова Л. А. Прозаики Серебряного века. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 360 с.

12. Спиридонова Л. А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013. 440 с.

13. Спиридонова Л. А. Горьковедение на современном этапе // Studia Literarum. 2016. Т. 1. № 3-4. С. 419-433.

14. Сухих С. И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. 2-е изд., испр. и доп. Нижний Новгород: Поволжье, 2007. 216 с.

15. Тагер Е. М. Горький // История русской советской литературы: в 4 т. Т. 1. М.: Наука, 1967. С. 189-272.


Рецензия

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)