Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Феномен аксиологического портрета Гоголя: противоречие между желаемым и действительным

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-2-8-19

Аннотация

Цель. Описание и обоснование стремления Гоголя к положительным оценкам в поиске положительного героя. Создание аксиологического портрета Гоголя в контексте лингвоаксиологических изысканий.
Процедура и методы. Теоретическую основу исследования составили труды по исследованию категории оценки в полипарадигмальном контексте (Е. М. Вольф, В. И. Карасик, Т. В. Маркелова); по исследованию языка Гоголя с его богатым лексическим составом (В. В. Виноградов, Б. Н. Эйхенбаум), поэтике (В. А. Воропаев); по когнитивистике (В. И. Карасик) В данном исследовании были использованы методы компонентного семантического анализа, лингвокогнитивного анализа, лингвостилистического анализа речевого полотна художественного текста в интерпретационном контексте парадигмы автор – адресант – художественный текст – читатель – адресат; прагмастилистический анализ эстетического знака; интерпретационный анализ.
Результаты. Познание мира в художественном мышлении проходит через познание языка, который создаёт возможность для творческого диалога субъекта с языком, и здесь совершается в буквальном смысле открытие языка, его системы и возможностей. Таким открытием был для современников и до сих пор остаётся для нас язык «смеющегося судьи», воодушевлённого жаждой познания России и русского человека. Аксиологический портрет Гоголя рассмотрен как феноменальное явление русской жизни, актуальное «вчера» и «сегодня», воодушевлённое жаждой положительного героя, вынужденного в анализируемом художественном пространстве удаляться от того реализма, которым его благословил его талант. Выявлены особенности оценки-фантазии, отражающей парадоксальные и абсурдистские смыслы, выходом из которых является обнаружение положительных смыслов в русском человеке и русской жизни. В качестве оценочного противопоставления описывается приём «превращения» похвального в порицательное, отрицательного в положительное, чиновник-мертвец превращается в благородного рыцаря. Демонстрируется роль прагмем в выражении двойной оценки как базиса оценки-фантазии. Несуществующее, нереальное предстаёт в оценочной ипостаси.
Теоретическая и/или практическая значимость. Опираясь на теоретические данные, оценочную классификацию и современный когнитивно-дискурсивный подход к тексту, выявлены специфические черты оценки-фантазии, показана её роль в исследовании творчества Гоголя – «заколдованного места» русской литературы, сокровищницы «бессмертного смеха», пространства ирреального в реальном. Предпринята попытка современного прочтения гоголевских предвидений.

Об авторах

Т. В. Маркелова
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт современного искусства»
Россия

Маркелова Татьяна Викторовна – доктор филологических наук, профессор, первый проректор-проректор по учебной работе, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций

121309, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 27а



М. В. Петрушина
АНО ВО Институт современного искусства
Россия

Петрушина Мария Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

121309, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 27а



Список литературы

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Республика. 1994. 591 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

3. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. 478 с.

4. Виноградов В. В. Гоголь как культурно-психологическое и народно-языковое явление // Памяти академика В. В. Виноградова: сборник статей. М.: Московский университет, 1971. С. 13–22.

5. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX вв. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1934. 287 с.

6. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки (на материале португальского языка). М.: Едиториал УРСС, 2006. 278 с.

7. Воропаев В. А. Миросозерцание и поэтика Н. В. Гоголя в критике Русской эмиграции (1921–2018) // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 4. С. 138–163.

8. Карасик В. И. Коммуникативные характеристики абсурда // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 40–49.

9. Карасик В. И. Языковая лестница познания. М.: Государственный институт русского языка, 2022. 462 с.

10. Маркелова Т. В. Знак-прагмема как семиотическая доминанта аксиологического поля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10. № 3. С. 581–592.

11. Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Оценочные высказывания в коммуникативном пространстве русского языка. М.: Институт современного искусства, 2019. 232 с.

12. Мякшева О. В. Лингвистический анализ художественного текста как ключ к его осмыслению: когнитивно-дискурсивный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14. № 3. С. 704–718.

13. Новиков Л. А. Избранные труды. Том II. Эстетические аспекты языка. Miscellanea. М.: Российский университет дружбы народов, 2001. 842 с.

14. Петрушина М. В. Выражение модальности неодобрения в художественной речи Н. В. Гоголя // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. № 4. С. 63–71.

15. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. М.: Учпедгиз,1956. 154 с.

16. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 183 с.

17. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia. 2000. 128 с.

18. Эйхенбаум Б. М. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой, 1927. 300 с.


Рецензия

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)