Модели номинации образовательных учреждений в свете ценностных ориентиров современного общества
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-2-55-63
Аннотация
Цель. Выявление лингвокреативного континуума эргонимических номинаций как особой зоны воздействия на сознание современного городского социума.
Процедура и методы. Описание эргонимических лингвокреатем осуществляется на основе структурно-семантического и мотивационного анализа, что позволяет декодировать интенцию номинатора, репрезентированную в нестандартной языковой форме. Для верификации восприятия аксиологической установки эргонима используются данные пилотных ассоциативных экспериментов.
Результаты. Представлены типология моделей и лингвокреативная техника образования эргонимов тематической сферы «Номинации образовательных учреждений» в свете ценностных доминант разностороннего развития личности ребёнка. Обоснована продуктивность практик языковой игры в данном кластере современного эргонимикона.
Теоретическая и/или практическая значимость. В русле лингвокогнитивного и психолингвистического подходов обосновывается имиджевая прагматическая составляющая эргонимических лингвокреатем.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. ГридинаРоссия
Гридина Татьяна Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка
620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26
Н. И. Коновалова
Россия
Коновалова Надежда Ильинична – доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и русского языка; профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся
620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26
620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51
Список литературы
1. Бекасова Е. Н. Языковое пространство Оренбуржья. Brno: Tribun EU, 2022. 255 с.
2. Ваулина И. А., Краснопёрова Е. С. Прагматические векторы эргонимической номинации: экспериментальные данные // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2022. № 2. С. 458–468.
3. Голомидова М. В. Современная урбанонимическая номинация: стратегические подходы и практические решения // Вопросы ономастики. 2017. Т. 14. № 3. С. 185–203.
4. Гридина Т. А. Языковая игра в эргономинациях: провокативность и эмоционально-коммуникативная рецепция // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 1. С. 243–257.
5. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Лингвокреативный потенциал эргономинаций в аспекте их порождения и восприятия: экспериментальное исследование // Вопросы психолингвистики. 2022. № 2 (52). С. 30–45.
6. Коновалова Н. И. Перцептивные образы сознания в свете данных «Русского ассоциативного словаря» // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: материалы Международной научной конференции, Екатеринбург, 28–30 сентября 2016 г. М.; Екатеринбург: Фабрика комиксов: Кабинетный учёный, 2016. С. 130–136.
7. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М.: Педагогика-пресс, 1994. 247 с.
8. Леденёва В. В. Норма как мерило лингвокреативности // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2022. № 2. С. 167–176.
9. Попова Т. В. Новое в изучении графодеривации // Лингвистика креатива–4: коллективная монография / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 229–269.
10. Ремчукова Е. Н. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013. № 2. С. 83–89.
11. Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021) / науч. ред. Е. Ю. Мягкова, И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева. М.: Институт языкознания Российской академии наук, 2021. 626 с.
12. Шмелёва Т. В. Коммуникативные единицы на городских вывесках // Русский язык за рубежом. 2017. № 5. С. 14–18.
13. Шмелёва Т. В. Стилистика городского ономастикона как фактор креативности // Лингвистика креатива–5 / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 342–362.