НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. ЗАХАРОВОЙ, П. ШИБЕЕВОЙ, Н. ЗАХАРЦЕВОЙ, Е. КАСЬЯН)
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2023-4-91-102
Аннотация
Цель. Проанализировать некоторые заметные тенденции новейшей российской поэзии на примере творчества нескольких современных авторов.
Процедура и методы. Основными методами исследования стали метод эмпирического наблюдения над современными поэтическими текстами, а также метод анализа научной литературы.
Результаты. Выявлен ряд тенденций в новейшей российской поэзии, которые трудно свести к единому магистральному направлению. Это и склонность авторов к изображению неотобранных фрагментов реальности, и тенденция к созданию орнаментальных, насыщенных сказочными и мифологическими аллюзиями текстов-притч, и поиск авторами простоты и смысловой глубины, что выражается в афористичности и лаконичности текстов.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается во введении в научный оборот текстов новых, ещё не изученных в литературоведении авторов. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении современной русской литературы, в практике преподавания литературы в вузе.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. А. КумбашеваРоссия
кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ
195220, г. Санкт-Петербург, пр-т Гражданский, д. 28
Список литературы
1. Белова Е. И. Поэзия русского постмодернизма. Вильнюс, 2008. 428 с.
2. Беляева Н. В. Взгляд на современную поэзию // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2. С. 111–126.
3. Брусиловская Я. В., Марков К. О. «Система координат» русской современной поэзии: демаркация и характеристика // Филологический аспект. 2021. № 9 (77). С. 51–68.
4. Вежлян Е. Новая сложность (о динамике литературы) // Новый мир. 2012. № 1. С. 177–186.
5. Голубкова А. К вопросу о классификации современной женской русскоязычной поэзии [Электронный ресурс] // Артикуляция: литературно-художественный альманах. 2021. Вып. 14. URL: http://articulationproject.net/10316 (дата обращения: 23.03.2023).
6. Данилова С. А., Бильченко Е. В. Еvent-среда как коммуникативная площадка для современного поэта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 2. C. 213–222.
7. Зайцев В. А. О художественно-стилевых течениях в русской поэзии XXI века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2009. № 4. С. 16–38.
8. Зинурова Е. С. Интертекстуальность в российской поэзии рубежа XX–XXI веков: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2019. 18 с.
9. Крылова С. В. Основные тенденции современной русской поэзии // Образование в XXI веке: традиции и новации: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 4 июля 2018 г. Вып. 1. М.: Московский государственный областной университет, 2018. С. 281–291.
10. Лехциер В. Л. О новых условиях поэтического высказывания // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2012. № 2 (12). С. 79–84.
11. Пога Л. Н. Видеопоэзия как способ репрезентации поэтического высказывания в условиях современной художественной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44. С. 33–41.
12. Погорелая Е. Поэзия с человеческим лицом [Электронный ресурс] // Prosōdia. 2017. № 7. URL: https://magazines.gorky.media/prosodia/2017/7/poeziya-s-chelovecheskim-liczom.html (дата обращения: 25.03.2023).
13. Саломатин А. Но чувствуешь ли ты?.. (О филологической поэзии, нефилологической поэзии и филологической непоэзии) [Электронный ресурс] // Арион. 2011. № 1. URL: http://www.arion.ru/mcontent.php?year=2011&number=120&idx=2316 (дата обращения: 10.05.2023).
14. Чупринин С. И. О лакунах в современной поэзии [Электронный ресурс] // Prosodia. 2015. № 2. URL: http://prosodia.ru/?p=991 (дата обращения: 25.03.2023).