Лапидарные номинативы в структуре фреймовой модели рекламы туристских услуг
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-3-81-92
Аннотация
Цель. Определить и проанализировать облигаторные фреймовые модели в туристическом рекламном тексте.
Процедура и методы. Проанализированы русскоязычные туристические рекламные тексты печатной и интернет-рекламы (журналы «Турист», "GEO", «Вокруг света», газета «В каждый дом» за 2019–2022 гг.; официальные сайты турагентств "Anex tour", "TUI Travel", "Coral Travel", «ПЕГАС Туристик», «Лагуна»), извлечённые методом сплошной выборки; использовано контекстное и компонентное описание функционально-семантических категорий, структурных компонентов, а в качестве основного – метод моделирования субфреймов.
Результаты. Исследование обнаружило ряд облигаторных компонентов в структуре фрейма туристического рекламного текста. Рекламная коммуникация туруслуги эксплицируется через субфрейм перемещение, включая слоты верхнего уровня способ перемещения, локативные и темпоральные номинативы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённый анализ материала расширяет представление о специфике функционально-семантического потенциала фреймовой модели туристских услуг как центрального компонента рекламного туристического текста, а также актуализируются внутриструктурные сведения о каждом слоте субфрейма перемещение, включая номинативы вспомогательных терминалов (т. е. общего функционала дополнительных услуг (страхование, трансфер и пр.)).
Практическая значимость определяется прикладным адаптированным характером полученных материалов, а именно созданием качественной и эффективной текстовой рекламы сферы туризма.
Об авторе
Н. Ф. СтарыгинаРоссия
Старыгина Наталья Феликсовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 37
Список литературы
1. Асхабова Х. М., Горностаева Ж. В. Структура и виды туристских услуг // Форум молодых ученых. 2021. № 8 (60). С. 7–11.
2. Бондарко А. В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики // Текст. Структура и семантика: доклады VIII Международной конференции. М.: СпортАкадемПресс, 2001. Т. 1. С. 4–13.
3. Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. СПб: Наука, 1996. 263 с.
4. Голомидова М. В. Топонимическое имиджирование городских пространственных объектов // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 3. С. 263–278. DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.043.
5. Диденко В. В. Выявление валентных слотов фрейма толерантность (в немецкой, американкой и русской лингвокультурах) // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 414. С. 5–13. DOI: 10.17223/15617793/414/1.
6. Динамика и статика в познании реальности языка: подходы, феномены, способы репрезентации: монография / под общ. ред. Е. Ф. Серебренниковой. Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. 285 с.
7. Ильин Д. Ю. Региональные топонимические названия в туристическом дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15. № 4. С. 152– 158. DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.4.15.
8. Левченко М. Н., Скрипник К. В. Инварианты темпорально-локативной архитектоники рекламного слогана (на материале английского языка) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2016. № 3. С. 185–193. DOI: 10.18384/2310-712X2016-3-185-193.
9. Мурашова Е. А. Лексические прагматические маркёры темпорального позиционирования // Язык и культура. 2015. № 2 (30). С. 64–75. DOI: 10.17223/19996195/30/7.
10. Мурашова Е. А. Лексические эмотивы (на материале донских казачьих пословиц и поговорок) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 5. С. 71–79. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.5.71.
11. Соколова (Гусельникова) О. В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 1. С. 236–239.
12. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. С. 52–92.
13. Фурер О. В. Фреймовый способ описания лексической семантики // Альманах современной науки и образования. 2009. № 8. C. 178–180.
14. Minsky M. A Framework for Representing Knowledge // The Psychology of Computer Vision / ed. P. H. Winston. New York: McGraw Hill, 1975. P. 211–277.
15. Petruch M. Frame Semantics // Handbook of Pragmatics / eds. J. Verschueren, J.-O. Ostman, J. Blommaert and C. Bulcaen. Philadelphia, Amsterdam: Benjamins, 1996. P. 1–13.