«Сидония» (1637) Ж . Мерэ: трагедия или героическая трагикомедия? Эксперимент автора с жанровой формой
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-1-125-136
Аннотация
Цель. На примере «Сидонии» Ж. Мерэ проследить один из путей обновления трагедийного жанра во Франции в первой половине XVII в., в частности, по принципу экспериментального соединения трагедийной и трагикомедийной жанровых моделей.
Процедура и методы. Жанровый подход, предполагающий учёт типологии жанра, дополняется структурно-семиотическим, в соответствии с которым рассматривается характер разворачивания трагедийного текста как дискурсивно-риторической системы.
Результаты. «Сидония» является одной из первых современных трагедий с политическим сюжетом, в которой определяющие интригу трагикомедийные элементы играют подчинённую роль и служат для передачи исторического конфликта.
Теоретическая и/или практическая значимость. В творчестве Мерэ начинает складываться французская классицистическая трагедия. Как автор трагедий с политическим сюжетом («Софонисба», «Марк Антоний», «Последний Великий Сулейман», «Сидония») Мерэ оказал непосредственное влияние на становление трагедийного письма Корнеля.
Об авторе
Л. А. СимоноваРоссия
Симонова Лариса Алексеевна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 9
Список литературы
1. Baby H. De la légitimation paradoxale: la tragic-comédie au temps de Richelieu // Littérature classique. 2004. № 2. P. 287–303.
2. Baby H. Mairet et les limites de la tragi-comédie: La Virginie et L`Illustre Corsaire // Le théâtre de Jean Mairet. Littératures classiques. 2008. № 1. P. 95–116.
3. Baby H. La tragi-comédie de Corneille à Quinault. P.: Klincksieck, 2001. 306 p
4. Béthery M. Introduction // Rotrou J. de. Théâtre complet. T. 1. P.: S.T.F.M., 1998. P. 3–41.
5. Couderc Ch., Zanin E. Tragi-comédie // Le théâtre au miroir des langues: France, Italie, Espagne XVI–XVII siècles. Genève: Droz, 2018. P. 32–41.
6. Déléris A. Le modèle tragic-comique guarinien en France et en Angleterre au début du XVII siècle. Importations appropriations et tentatives de légitimation d`un genre «bâtard» // Les théâtres anglais et français (XVI–XVIII siècles). Contacts, circulations, influences. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2016. P. 157–171.
7. Forestier G. Politique et tragédie chez Corneille, ou de la «broderie» // Littérature classique. 1998. № 32. P. 63–74.
8. Guichemerre R. La tragic-comédie. Paris: PUF, 1981. 226 p.
9. Herland L. Les éléments précornéliens dans La mort de Pompée de Corneille // Revue d`histoire littéraire de la France. 1950. № 1. P. 1–15.
10. Louvat-Molozay B. Corneille: 1606 – 2006 // Études. Revue de culture contemporaine. 2006. № 9. P. 220–230.
11. Louvat-Molozay B. Dramaturgie de la tragi-comédie et de la tragédie (années 1610–1640). 2019. URL: https://www.dplettres.org/pdf/Theatre_tragi-comedie.pdf (дата обращения: 17.08.2023).
12. Louvat-Molozay B. Frontières de la tragédie: La Silvanire, La Sophonisbe, La Sidonie // Le théâtre de Jean Mairet. Littératures classiques. 2008. № 1. P. 129–144.
13. Louvat-Molozay B. Pour une autre histoire du théâtre français du XVII siècle // Apropos. Perspektiven auf die Romania. Hamburg University Press. 2018. № 1. P. 109–126.
14. Merlin-Kajman H. Corneille: rouge-maille ou nœud public? // Networks, Interconnection, Connectivity: Selected Essays from the 44 North American Society for Seventeenth-Century French Literature Conference. University of North Carolina at Chapel Hill & Duke University, May 15 – 17, 2014. Tübingen: Narr Francke Attempto Verlag, 2015. P. 13–36.
15. Morel J. La tragédie. Paris: Arman Colin, 1964. 366 p.
16. Morel J. Rotrou dramaturge de l`ambiguïté. Paris: Klincksieck, 1968. 368 p.
17. Scherer J. Introduction // Théâtre du XVII-e siècle. Paris: Gallimard, 1975. P. I–XXV.