Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

История Параши Лупаловой в произведениях первой половины XIX в.: формирование устойчивого сюжета

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-1-114-124

Аннотация

Цель. Проследить, как формируется устойчивый сюжет о Параше Лупаловой («парашин сюжет») в первой половине XIX в. на материале трёх произведений: романа С. Коттен, повести К. де Местра, пьесы Н. А. Полевого.
Процедура и методы. Основными методами исследования являются аналитический и сопоставительный. Проанализированы структура и элементы «парашиного сюжета», выявлены повторяющиеся компоненты: географическая локализация, тип героини, устойчивые составные части сюжета.
Результаты. На основе анализа произведений первой половины XIX в., опирающихся на историю Параши Лупаловой, подтверждена гипотеза о формировании устойчивого «парашиного сюжета», который стал настолько популярен, что воспроизводился не только в авторских, но и в анонимных произведениях беллетристики последней четверти XIX в. Переходя из произведения в произведение, он легко перенимал черты разных литературных жанров: сказки, жития, авантюрного романа, исторического романа, романа воспитания. В истории развития «парашиного сюжета» можно выделить по крайней мере два периода: становление (первая половина XIX в.) и модификацию (конец XIX – начало XX вв.). Рассматриваемые в исследовании произведения относятся к первому этапу развития «парашиного сюжета». В статье подробно проанализирована специфика каждого из трёх произведений, обозначены художественные задачи, которые ставил перед собой каждый автор, и модификации, которым в соответствии с ними подвергался сюжет.
Теоретическая и/или практическая значимость. Благодаря анализу развития устойчивого сюжета были выявлены его закономерности, которые могут применяться при исследовании произведений массовой литературы.

Об авторе

Н. Н. Пуряева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Пуряева Надежда Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка Института русского языка и культуры

117218 г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1



Список литературы

1. Багно В. Е. Русская тема и русские темы в зарубежной художественной литературе (опыт систематизации) // Русская литература. 2019. № 3. С. 22–30.

2. Басенко А. С. Жанр были в драматургии Н. А. Полевого // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 1. С. 78–82.

3. Буланин Д. М. Жанна д’Арк в России: исторический образ между литературой и пропагандой. М.: СПб.: Альянс-Архео, 2016. 718 с.

4. Гречаная Е. П. Литературное взаимовосприятие России и Франции в религиозном контексте эпохи (1797–1825). М.: Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН, 2002. С. 186–192.

5. Груцынова А. П. Русский сюжет в западноевропейском балете XIX века // Вопросы театра. 2017. № 1–2. С. 170–181.

6. Ланской Л. Неизвестные страницы Белинского // Литературное наследство. Т. 56. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 3–42.

7. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции / пер. с фр. Г. А. Абрамова, Т. В. Шмачкова. М.: РОССПЭН, 1997. 216 с.

8. Осповат А. Л. О некоторых сюжетных источниках «Капитанской дочки» // The Real Life of Pierre Delalande: Studies in Russian and Comparative Literature to Honor Alexander Dolinin (= Stanford Slavic Studies). 2007. № 33. С. 85–99.

9. Федотов А. С. От зрителя к зрителям: формы капитализации труда драматурга в первой половине XIX века (на примере пьес А. Коцебу «Лейб-кучер Петра III» и Н. А. Полевого «Параша Сибирячка») // Slověne = Словѣне. International Journal of Slavic Studies. 2019. Т. 8. № 2. С. 239–259.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)