История Параши Лупаловой в произведениях первой половины XIX в.: формирование устойчивого сюжета
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-1-114-124
Аннотация
Цель. Проследить, как формируется устойчивый сюжет о Параше Лупаловой («парашин сюжет») в первой половине XIX в. на материале трёх произведений: романа С. Коттен, повести К. де Местра, пьесы Н. А. Полевого.
Процедура и методы. Основными методами исследования являются аналитический и сопоставительный. Проанализированы структура и элементы «парашиного сюжета», выявлены повторяющиеся компоненты: географическая локализация, тип героини, устойчивые составные части сюжета.
Результаты. На основе анализа произведений первой половины XIX в., опирающихся на историю Параши Лупаловой, подтверждена гипотеза о формировании устойчивого «парашиного сюжета», который стал настолько популярен, что воспроизводился не только в авторских, но и в анонимных произведениях беллетристики последней четверти XIX в. Переходя из произведения в произведение, он легко перенимал черты разных литературных жанров: сказки, жития, авантюрного романа, исторического романа, романа воспитания. В истории развития «парашиного сюжета» можно выделить по крайней мере два периода: становление (первая половина XIX в.) и модификацию (конец XIX – начало XX вв.). Рассматриваемые в исследовании произведения относятся к первому этапу развития «парашиного сюжета». В статье подробно проанализирована специфика каждого из трёх произведений, обозначены художественные задачи, которые ставил перед собой каждый автор, и модификации, которым в соответствии с ними подвергался сюжет.
Теоретическая и/или практическая значимость. Благодаря анализу развития устойчивого сюжета были выявлены его закономерности, которые могут применяться при исследовании произведений массовой литературы.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Н. ПуряеваРоссия
Пуряева Надежда Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка Института русского языка и культуры
117218 г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1
Список литературы
1. Багно В. Е. Русская тема и русские темы в зарубежной художественной литературе (опыт систематизации) // Русская литература. 2019. № 3. С. 22–30.
2. Басенко А. С. Жанр были в драматургии Н. А. Полевого // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 1. С. 78–82.
3. Буланин Д. М. Жанна д’Арк в России: исторический образ между литературой и пропагандой. М.: СПб.: Альянс-Архео, 2016. 718 с.
4. Гречаная Е. П. Литературное взаимовосприятие России и Франции в религиозном контексте эпохи (1797–1825). М.: Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН, 2002. С. 186–192.
5. Груцынова А. П. Русский сюжет в западноевропейском балете XIX века // Вопросы театра. 2017. № 1–2. С. 170–181.
6. Ланской Л. Неизвестные страницы Белинского // Литературное наследство. Т. 56. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 3–42.
7. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции / пер. с фр. Г. А. Абрамова, Т. В. Шмачкова. М.: РОССПЭН, 1997. 216 с.
8. Осповат А. Л. О некоторых сюжетных источниках «Капитанской дочки» // The Real Life of Pierre Delalande: Studies in Russian and Comparative Literature to Honor Alexander Dolinin (= Stanford Slavic Studies). 2007. № 33. С. 85–99.
9. Федотов А. С. От зрителя к зрителям: формы капитализации труда драматурга в первой половине XIX века (на примере пьес А. Коцебу «Лейб-кучер Петра III» и Н. А. Полевого «Параша Сибирячка») // Slověne = Словѣне. International Journal of Slavic Studies. 2019. Т. 8. № 2. С. 239–259.