Функционирование безличных предложений в публицистическом стиле
https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-1-69-84
Аннотация
Цель. Рассмотреть специфику функционирования безличных предложений в публицистическом стиле на материале портретных очерков, опубликованных в архангельской областной газете «Правда Севера» в 1970–80-е гг.
Процедура и методы. Методом сплошной выборки из газетных текстов были выделены безличные предложения и распределены по структурно-семантическим разновидностям. Последовательно рассмотрены особенности функционирования различных типов безличных предложений в портретных очерках.
Результаты. Проведённый анализ показал, что наиболее частотными в газетном тексте являются безлично-модальные предложения, выражающие различные отношения между отстранённым субъектом и действием, среди них лидируют конструкции, обслуживающие модальность необходимости, при этом субъектный компонент в них часто реально не представлен. Безличные предложения помогают выразить авторское отношение к описываемому, создать убедительную речевую характеристику героя публикации, передать условия реализации той или иной ситуации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в раскрытии образно-выразительного и эмоционально-экспрессивного потенциала безличных предложений в публицистическом тексте. Практическая значимость материалов статьи обусловлена возможностью их использования в практике преподавания филологических дисциплин.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. НезговоровРоссия
Незговоров Сергей Владимирович – аспирант кафедры литературы и русского языка гуманитарного института Филиала в г. Северодвинске
163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17
А. В. Петров
Россия
Петров Андрей Васильевич – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и речевой культуры
163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17
Список литературы
1. Арват Н. Н. Семантическая структура простого предложения в современном русском языке. Киев: Вища школа, 1984. 160 с.
2. Воронина Е. Б. Стилистическая функция безличных конструкций в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Пушкин на пороге XXI века: провинциальный контекст. Вып. 5. Арзамас: Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара, 2003. С. 121–129.
3. Гордеев Ю. А. Жанровые разновидности современного очерка в печатных и интернет-изданиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 4. С. 117–120.
4. Коньков В. И. Изображение и образ в медийной среде // Медиасреда. 2020. № 17. С. 37–41.
5. Котаева А. Р. Очерки в прессе и на ТВ: сравнительный речежанровый анализ // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 294–299.
6. Лаврентьев В. А. Семантика неопределённости лица и средства её выражения в различных типах простого предложения // Русская филология и национальная культура. 2022. № 4 (5). С. 22–34.
7. Лекант П. А. Семантика эмоционального состояния – в форме безличности // Объект исследования – безличность: сборник научных статей / отв. ред. А. В. Петров. Архангельск: Поморский университет, 2004. С. 4–6.
8. Петров А. В. Безличность как семантико-грамматическая категория русского языка. Архангельск: Поморский университет, 2007. 295 с.
9. Петров А. В. Стилеобразующая роль безличных предложений в художественном тексте (на материале романа В. Набокова «Камера обскура») // Мысль. Слово. Текст. К юбилею Элины Николаевны Осиповой: сборник научных статей / отв. ред. А. В. Петров. Архангельск: КИРА, 2009. С. 77–88.
10. Шаповалова Т. Е. К вопросу о модально-временной характеристике безлично-инфинитивных предложений // Шаповалова Т. Е. Этюды о времени. Избранные статьи. М.: Московский государственный областной университет, 2022. С. 127–129.