Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

ПОЭЗИЯ СВЕТЛАНЫ ЛАВРЕНТЬЕВОЙ: ВЕЧНЫЕ СМЫСЛЫ В НОВЫХ ФОРМАХ

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2021-4-75-85

Аннотация

Цель. Предметом исследования является творчество современной поэтессы Светланы Лаврентьевой (Кот Басё), сочетающее в себе богатство форм классической поэзии и неожиданную новизну образов. Цель работы - проанализировать, как преломляются в её работах основные тенденции современной русской поэзии, вечные темы, и возникают новая форма и образность. Процедура и методы. В теоретической части работы автором проведён анализ научных источников, посвящённых изучению тенденций современной русской поэзии, среди которых следует отметить следующие: многообразие форм и видов существования поэзии, противопоставление электронной и бумажной форм поэтических текстов, широкое распространение сетературы и, как следствие этого, массовизация поэзии, её интерактивный характер, доминирование визуальных или клиповых, но не текстовых составляющих, необходимость для авторов продвигать своё творчество, переход большей части современных поэтических текстов в сферу массовой культуры, а также и противоположная массовизации тенденция к усложнению поэтического текста, его «герметичности». В практической части исследования используются методы наблюдения и сопоставления. Поэтические тексты Светланы Лаврентьевой представляют читателям единство строгой формы и глубокого содержания. Основное внимание в практической части исследования уделяется таким аспектам её поэзии, как отсутствие в ней традиционной строфики, богатство рифм, аллитерации, афористичность и интертекстуальность. Отмечаются также широта тематического охвата поэзии Лаврентьевой, присутствие в ней традиционных мотивов любви, смерти, мифологических образов, пейзажной и городской лирики, которые, однако, реализуются в поэзии Лаврентьевой по-новому, благодаря умению автора взглянуть на вопросы бытия через приз-му повседневности, деталей и мелочей и увидеть в сиюминутном - вечное. Результаты. По результатам исследования делается вывод о сущностной основе поэзии Лаврентьевой, которую составляют: на уровне формы - умение автора воплощать вечные смыслы в новых поэтических формах; на содержательном уровне - взаимопроникновение быта и бытия, сакрального и сиюминутного. Теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании обобщён новый материал современной российской поэзии. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания современной русской литературы в вузе.

Об авторе

Ю. А. Кумбашева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия


Список литературы

1. Беляева Н. В. Взгляд на современную поэзию // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2. C. 111-126.

2. Вежлян Е. Современная поэзия и проблема её нечтения: опыт реконцептуализации [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2017. № 1. URL: https://www.nlobooks.ru (дата обращения: 15.08.2020).

3. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х-1925-годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 272 с.

4. Данилова С. А., Бильченко Е. В. Еvent-среда как коммуникативная площадка для современного поэта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 2. C. 213-222.

5. Житнев А. Субъектность и трансгрессивный опыт в русской поэзии 2000-2010-х гг. // Russian Literature. 2019. № 109-110. C. 95-107.

6. Лицарева К. С. Типологические черты сетературы. Проблема автора и читателя // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 2. С. 125-127.

7. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. 272 c.

8. Орлицкий Ю. Б. Новое в стихосложении русской поэзии (1990-2000-е гг.) [Электронный ресурс] // Дети Ра: литературный журнал. 2008. № 1. URL: http://detira.ru (дата обращения: 15.08.2020).

9. Степанов Е. Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ - начала ХХI вв. Организация современного поэтического процесса. М.: Комментарии, 2014. 400 с.

10. Страшнов С. Л. Коммуникативные практики в современной литературе // Вестник Курского государственного университета. 2016. № 3. С. 92-95.

11. Суховей Д. А. Графика современной русской поэзии: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2008. 27 с.

12. Сущий С. Современная русская поэзия - стадия ливня [Электронный ресурс] // Prosodia. 2015. № 3. URL: http://prosodia.ru (дата обращения: 10.09.2020).

13. Терещенко Е. В. Почему в современной России не популярна поэзия, или ценностные основания гуманитарного кризиса в современном мире // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 85-92.

14. Чупринин С. И. О лакунах в современной поэзии [Электронный ресурс] // Prosodia. 2015. № 2. URL: http://prosodia.ru (дата обращения: 15.08.2020).

15. Franssen T., Kuipers G. Sociology of Literature and Publishing in the Early 21st Century: Away from the Centre // Cultural Sociology. 2015. Vol. 9 (3). P. 291-295.

16. Grominová A. The Motif of World Transfiguration in Ivan Zhdanov’s Poem Orans // Quaestio Rossica. 2019. № 7 (3). P. 983-991.

17. Mokienko V. Biblical Motifs in Modern Donbass Poetry // Quaestio Rossica. 2017. № 5 (2). P. 552-566.

18. Snigireva T. The Concentration of Cultural Meaning // Quaestio Rossica. 2017. № 5 (4). P. 1208-1214.


Рецензия

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)