Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

Математика как основа художественного мышления: к вопросу о соответствиях между романами «Петербург» А. Белого и «Мы» Е. Замятина

https://doi.org/10.18384/2949-5008-2024-2-83-93

Аннотация

Цель. В работе предпринимается попытка обнаружить общее в математико-литературных идеях двух авторов и понять, как математические алгоритмы воплощаются в структуре их романов.
Процедура и методы. С помощью различных способов анализа (герменевтического, сравнительно и культурно-исторического) доказывается, что в романах «Петербург» и «Мы» математика – как алгебра, так и геометрия – определяет способ восприятия мира авторами и их героями, вследствие чего особое внимание уделяется математике в контексте рассмотрения психологии и даже физиологии персонажей.
Результаты. Анализ показывает, что математика определяет способ ведения диалога Замятина с Белым, роман которого, безусловно, оказал влияние на мышление создателя «Мы».
Теоретическая и/или практическая значимость. Доказывается значение математики в прозе Белого и Замятина и на этой основе характеризуются особенности художественного мышления каждого писателя. Дальнейшее исследование их творчества в предложенном направлении поможет раскрыть философский смысл произведений, углубить понимание специфики психологизма двух авторов.

Об авторе

Линьлинь Чжан
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Линьлинь Чжан – аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Аристов В. В. Дискретное и континуальное: перекличка поэзии и науки в культурном контексте // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 109–120.

2. Баршт К. А. Самоубийства и неэвклидово пространство в творчестве Фёдора Достоевского // Slavica Wratislaviensia. 2018. № 167. С. 133–146.

3. Кольцова Н. Творчество Е. Замятина: проблемы поэтики. М.: ЯСК, 2019. 176 с.

4. Мастихина А. В. Математика на страницах сказки «Алиса в стране чудес» // Международный школьный научный вестник. 2018. № 5. С. 422−429.

5. Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. 325 с.

6. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М.: Лазурь, 1991. 96 c.

7. Grandy M. A., Tuber S. Entry into Imaginary Space: Metaphors of Transition and Variations in the Affective Quality of Potential Space in Children’s Literature // Psychoanalytic Psychology. 2009. Vol. 26 (3). P. 274–289.

8. John J. White. Mathematical Imagery in Musil’s Young Törless and Zamyatin’s We // Duke University Press on behalf of the University of Oregon. 1966. Vol. 18. P. 71–78.

9. Sutil N. S. Theaters of the Surd Mathematical Thinking and Its Influence on European Avant-Garde Theater (1890–1980). Goldsmiths: University of London, 2010. 200 p.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)