СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: ПРОБЛЕМА СТИЛЯ
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2021-4-64-74
Аннотация
Цель. Исследование стиля повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Продолжая академическую традицию А. А. Потебни, П. Н. Сакулина, Ю. И. Минералова, авторы избирают в качестве ракурса изучения стилевые доминанты, формирующие неповторимость художественного содержания пушкинской повести. Процедура и методы. Выявление и тщательный анализ индивидуального стиля писателя на материале повести «Станционный смотритель». Особое внимание в исследовании уделялось сюжето-сложению с точки зрения диалогичности и драматургии, включения многих рассказчиков, переплетения разных точек зрения, которые также усиливают впечатление достоверности повествования. Результаты. Предпринятый в исследовании анализ позволил авторам убедительно раскрыть стилевые доминанты повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выявлены и обоснованы проблемы жанрообразования: эссеистичность стиля повествования определяет философский уровень обобщения, а очерковая описательность позволяет достигать особой достоверности повествования; метафорика библейских притч и аллюзий не только становится структурным компонентом сюжетосложения, формирует ассоциативный ряд повествования, но и позволяет предельно образно доносить до читателя нравственный урок, избегая излишней назидательности. Особую роль в сюжете повести играет портрет, раскрывающий символический смысл эпизодов, что позволяет автору выражать трагедию главного героя в лаконичной форме. Важной составляющей индивидуального стиля А. С. Пушкина является и своеобразие функции эпиграфа. Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в филологическом ресурсе: с его помощью раскрывается своеобразие повести в единстве формы и содержания, и рассматриваются аллюзия как стилевая доминанта произведения, расширяющая смысловое содержание текста, экфрасис и его роль, а также проблема жанрообразования и особенности системы образов.
Список литературы
1. Булатова М. В. Философия и поэтика прозаического отрывка А. С. Пушкина: дис.. канд. филол. наук. Псков, 2019. 180 с.
2. Гинзбург Л. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. 224 с.
3. Золотухина О. Ю. Христианский реализм в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»: монография. Красноярск: Изд-во Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2020. 139 с.
4. Колосова С. Н. Портрет в русской лирической поэзии: монография. М.: Литера, 2011. 280 с.
5. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. Л.: Просвещение, 1982. 254 с.
6. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. М.: Владос, 1999. 360 с.
7. Михеев А. А. Языковая личность А. С. Пушкина: интертекстуальность и прецедентность в дискурсах разных типов: дис.. канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2018. 176 с.
8. Сакулин П. Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.
9. Смирнова Н. Н. Изображаемое и рассказ в «Повестях Белкина». М.: Канон-плюс, 2020. 191 с.
10. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Русская литература, 1996. 336 с.
11. Хализев В. Е. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина». М.: Высшая школа, 1989. 79 с.
Просмотров:
184