Островский в оценке Тургенева: размышления о перспективах социально-психологического театра
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2023-2-66-75
Аннотация
Цель. Систематизировать литературно-критические наблюдения над комедией Островского «Бедная невеста», высказанные Тургеневым в рецензии на эту пьесу, которые представляют собой не столько критику текста, сколько положения о принципах становящегося в России в середине XIX века психологического театра.
Процедура и методы. Использован историко-культурный и сравнительно-типологический подходы.
Результаты. Считается, что Тургенев с приходом Островского, который опирался на народную культуру и развивал демократический театр, разочаровался в вероятности создать адекватную сценическим возможностям тонкую психологическую пьесу и что его статья о «Бедной невесте» является отчасти признанием своего поражения. В статье доказывается, что Тургенев рассматривает Островского не столько как оппонента на драматургическом поприще, сколько как единомышленника. Тургенев-критик находит в новой пьесе Островского глубокое понимание натуры современного человека, поскольку наиболее удачные персонажи «Бедной невесты» оригинально воплощают разные эгоистические черты. Критика Тургеневым «ложной манеры», или «ложного» психологизма, существенно корректируется поддержкой психологизма глубинного, который выражается в т. н. «внезапных движениях». Несогласие Тургенева с принципами построения характера центральной героини Островского мотивировано недостаточностью понимания психологического рисунка её характера и увлеченностью критика «Фаустом» Гёте и трагическим образом Гретхен. В целом Тургенев видит в «Бедной невесте» близкую его драматургической линии пьесу, поскольку сам он неоднократно обращался к сюжетам в духе «натуральной школы», которая отличалась от тенденции, намеченной Островским в комедии «Свои люди – сочтёмся». Именно неудача на драматургическом поприще вызвала у Тургенева настоятельное пожелание Островскому вернуться на потерянный путь. Тургенев не призывал драматурга отказываться от психологического вектора, но признавал, что пишущий для театра должен выбирать очень взвешенные решения в деле сценического воплощения внутреннего человека.
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа имеет теоретическое значение, поскольку уточняется содержание приёмов психологического воссоздания человека в драматургическом искусстве 1840–1850-х годов. Она имеет также практическое значение для понимания истории развития русской драмы, для конкретизации проблемы творческого диалога Тургенева и Островского.
Об авторе
И. А. БеляеваРоссия
Беляева Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25А
Список литературы
1. Беляева И. А. «Я так же беден, как он»: мотивы раннего Ф. М. Достоевского в комедии И. С. Тургенева «Холостяк» // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2. С. 9–18.
2. Дзюбенко М. А. Гёте – Тургенев – Островский. Из истории рецепции и трансформации сюжета о Фаусте в русской литературе // Спасский вестник. Вып. 12. Тула: Гриф и К*, 2005. С. 95–105.
3. Виноградов В. В. Тургенев и школа молодого Достоевского // Русская литература. 1959. № 2. С. 45–71.
4. Лебедев Ю. В. Творческий диалог А. Н. Островского с И. С. Тургеневым в комедии «Бедная невеста» // Вестник Костромского государственного университета. 2014. № 5. С. 127–130.
5. Лебедев Ю. В. У истоков драматургии А. Н. Островского // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 2. С. 74–78.
6. Музалевский Н. Е. Ранние пьесы А. Н. Островского в письмах П. В. Анненкова и И. С. Тургенева // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5 (49). С. 221–226.
7. Назарова Л. Н. Островский и Тургенев // А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX–XX веков. Л.: Наука, 1974. С. 111–129.
8. Орлова Г. И. А. Н. Островский в эпистолярной рефлексии И. С. Тургенева // Спасский вестник. Вып. 13. Тула: Гриф и К*, 2006. С. 47–55.
9. Трофимова Т. Б. «Если б мы с вами были птицы…» (повесть «Ася» И. С. Тургенева и пьеса «Гроза» А. Н. Островского» // Спасский вестник. Вып. 22. Тула: Гриф и К*, 2014. С. 61–70.
10. Трофимова Т. Б. «Он называл её Снегуркою…» (Тургенев и Островский) // Спасский вестник. Вып. 27. Орёл: Голос-Пресс, 2020. С. 62–67.
11. Швецова Т. В., Шишелова А. Н. Мотив сватовства в пьесах И. С. Тургенева и А. Н. Островского // Спасский вестник. Вып. 14. Тула: Гриф и К*, 2007. С. 101–106.