Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

ЭКСПРЕССИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2021-3-41-47

Аннотация

Цель. Выявить и описать экспрессивные словообразовательные средства в прозе Ф. М. Достоевского. Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов. Проведён структурно-семантический анализ словообразовательных инноваций и экспрессивных дериватов, извлечённых из текстов Ф. М. Достоевского сплошной выборкой, с использованием методов наблюдения, обобщения и описания. Результаты. По итогам исследования выявлены типы новообразований и их функции в прозе Ф. М. Достоевского. Показано, что словотворчество играет важную роль в структуре текстов писателя. Наряду с новообразованиями, выделены и рассмотрены наиболее продуктивные в прозе Ф. М. Достоевского типы дериватов и словообразовательные гнёзда, значимые для интерпретации текстов. Отмечены случаи морфемного повтора, описаны его типы и функции. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методологии анализа словообразовательных средств в художественном тексте и выявлением тенденций в словотворчестве на материале текстов XIX в. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её материалов в практике преподавания курсов «Словообразование» и «Филологический анализ текста».

Об авторе

Н. А. Николина
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бокова О. А. Концепт «Тоска» в идиостиле Ф. М. Достоевского // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 1 (31). Ч. II. С. 35-37.

2. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.: Книга, 1990. 428 с.

3. Иванчикова Е. А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1979. 286 с.

4. Муминов В. И. Особенности употребления классификаторов неопределённости признака в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология, 2016. Т. 20. Вып. 6. С. 25-30.

5. Найдич Л. Э., Павлова А. В. Передача эмоциональных состояний в повести «Кроткая» // Эмоциональная сфера в языке и коммуникации: синхрония и диахрония. М.: Институт языкознания РАН, 2020. С. 88-107.

6. Николина Н. А. Словообразовательные средства и стиль (на материале произведений Ф. М. Достоевского) // Русский язык в школе. 1991. № 5. С. 54-65.

7. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Советский писатель, 1982. 511 с.

8. Ружицкий И. В. Механизмы языковой игры у Достоевского и Лескова // Неология как проблема лингвистической поэтики. М.: Азбуковник, 2018. С. 110-112.

9. Ружицкий И. В. Язык Достоевского: идиоглоссарий, тезаурус, эйдос. М.: Лексрус, 2015. 544 с.

10. Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: Советский писатель. 1979. 352 с.

11. Шайкевич А. Я., Андрющенко В. М., Ребецкая Н. А. Статистический словарь языка Достоевского. М.: Языки славянской культуры, 2003. 880 с.

12. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.


Рецензия

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)