THE RUSSIAN SALON CULTURE IN THE END OF THE XIX AND THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Abstract
from the professional writers unions to the home jour-fixes of people closely connected
with literary circles:
- societies (fellowships, unions etc.);
- circles (groups of literary men);
- salons (jour-fixes, parties etc.);
- the creative groups (Acmeists, Cubofuturists, Symbolists, Egofuturists);
- the amateur literary societies and circles;
- the would-be literary societies not associated directly with literature and
literary medium;
- the literary circles of expatriates communities and national minorities.
The salons played a significant role in the cultural life of that period, in particular,
the salons of philosophic-artistic orientation. First of all, it was the salon
of Z.N.Gippius and D.S.Merezhkovsky.
For a quarter of century, the Merezhkovskys salon was one of the centers of
the literary and philosophic life in Petersburg. There, common problems of art,
culture and modern philosophy, as well as the occurring new literary trends (decadence,
the Russian and western symbolism) were discussed.
The Merezhkovskys salon has played a significant role in formation of the
so-called religious-philosophic renaissance.
The salons of A.K.Gertsik, S.P.Kuvshinnikova, G.L.Girshman and
S.N.Andronnikova belonged to the salons of literary orientation.
About the Author
Елена ПалийRussian Federation
References
1. Пяст В. Встречи. - М., 1997. - С. 50-51, 83.
2. Белый А. Начало века. - М., 1990. - С. 39, 291-298.
3. Философов Д. Облики Сологуба //Russian Studies. - 1996 (1998). - Т. II. - № 4. - С. 287.
4. Кранихфельд В.П. Лит. отклики. Памяти В.А. Гольцева и «Рус. мысли» // Совр. мир. - 1906. - № 12. - Отд. 2. - С. 122-125.
5. Шлемин П.И. Дневник К.К. Арсеньева //Археографич. ежегодник за 1977 г. - М., 1978. - С. 320.
6. Дризен Н.В. Лит.восп. // Весь мир. - 1918. - №32/33. - С. 14.
7. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ в. - Париж, 1974. - С. 119.
8. Чулков Г.И. Годы странствий. - М., 1999. - С. 108-109.
9. Брюсов В.Я. Среди стихов. - М., 1990. - С. 237-239.
10. Бокова В.М. Баронесса Икскуль //Лица. - М.; СПб., 1994. - Вып. 4. - С. 97-99.
11. Гиппиус Зинаида Николаевна; псевдоним Антон Крайний, Антон Кирша, Лев Пущин и др. (1869 - 1945), поэтесса, прозаик, мемуарист, литературный критик. Зинаида Николаевна не получила систематического образова- ния. С Д.С. Мережковским обвенчалась 8 янв. 1889 (Боржом) и уехала с ним в С.-Петербург. Этот духовный и творческий союз продолжался 52 года.
12. Гиппиус З.Н. Судьба Есениных //Русское зарубежье о Есенине. - М., 1993. - Т. 1. - С. 83.
13. Чулков Г.И. Годы странствий. - М., 1999. - С. 148.
14. Л.Н. 1980. - Т. 92. - Кн.1. - С. 496.
15. Чулков Г.И. - Указ.соч. - С. 161.
16. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991. - С. 142-143.
17. А.К. Герцык родилась в январе 1874 года (дата рождения не установ- лена) в г. Александров, Московской губернии, в семье инженера-путейца, по- томка обедневшего польского дворянского рода Казимира Герцык. Ада и ее сестра Евгения рано лишились матери, росли под руководством воспитателей и гувернантки, но домашнее образование было серьезным - только языков де- вочки знали пять, среди них - итальянский и польский. По воспоминаниям Ев- гении Казимировны, Ада росла вдумчивым, замкнутым ребенком, проявляла большую настойчивость в учении. К поступлению в московский дворянский пансион ее готовил поэт-народник М.А. Карлин, который и привил ей вкус к сочинительству. Учитель и ученица часами сидели в классной комнате, сочи- няя каждый свое. Уже в детстве проявились основные черты характера Аде- лаиды: вдумчивость, серьезность, способность и умение говорить с каждым и сопереживание чужому горю, как своему. Сама поэтесса, склонная к самоана- лизу, позже в своих статьях, посвященных детской психологии («Из мира де- тских игр», «Детский мир» и других, опубликованных в разных журналах того времени - «Русская Школа», «Северные записки»), поднимала вопрос о том, какова роль в формировании человека его детских игр, как в этом может про- явиться характер и индивидуальность. И считала, что игры и весь строй детс- тва - основополагающий материал характера, «завязь будущего» человека