V. Ropshin's novella "Kon' blednyi": ideological paradigm and literary retrospection
Abstract
is analyzed as a work that has acquired a new and acute relevance in our
time. The center of attention in the article is the authors attitude to revolutionary
violence realized through motives of involvement of rank and file militants
and the inner world of George, the group leader. The roots of the main characters
individualism go back to Lermontovs Pechorin in Princess Ligovskaya.
About the Author
Наталья НовиковаRussian Federation
References
1. Цит. по: Жуков Д. Б. Савинков и В. Ропшин. Террорист и писатель // Савинков Б.В. (В. Ропшин). То, чего не было: Роман, повести, рассказы, очерки и стихотворения / Вступ. ст., сост. и примеч. Д.А. Жукова. - М., 1992. - С. 3-119.
2. Амфитеатров. А.В. Конь бледный // Амфитеатров. А.В. Собр. соч.: В 30 т. - СПб., 1912. - Т. 15. - С. 178.
3. См. образ коня бледного в Апокалипсисе: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящих как бы громовым голосом: "Иди и смотри". Я взглянул, и вот конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. <K> И когда он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: "Иди и смотри". И я взглянул, и вот конь бледный, и на нём всадник, которому имя "Смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными» (См.: Новый завет. Апокалипсис // Библия: В 2 т. - М., 1991. - Т. 2. - С. 472).
4. Савинков Б.В. (В. Ропшин). Конь бледный. Повесть // Савинков Б.В. (В. Ропшин). То, чего не было: Роман, повести, рассказы, очерки и стихотворения / Вступ. ст., сост. и примеч. Д.А. Жукова. - М., 1992. - С. 130-213.
5. См.: Новикова Н.В. «Всадник по имени Смерть» - старый вопрос без ответа // Саратовский университет. № 8 (2028). 16 ноября 2004. - С. 7. Интерес известного режиссёра к литературному тексту столетней давности понятен: повесть оказалась обращённой в наш сегодняшний день, она даёт новый импульс осмыслению проблемы, продолжающей тревожить человечество в ХХI веке.
6. Овсянико-Куликовский Д.Н. Личное (Опыт психоанализа). Интерес к преступному // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - С. 309-314. Курсив автора. - Н.Н.
7. Цит. по: Могильнер М. Мифология подпольной России. - М., 1999.
8. Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века. (Проблемы поэтики сюжета и жанра). Монография. - М., 2007.
9. Ропшин В. Письмо в редакцию // Заветы. 1912. - № 1. - С. 222. Ответ на обвинения в адрес эсеров в том, что они «ещё идейно не отчитались перед обществом в таких огромных явлениях, как азефовщина или ропшинский "Конь бледный" сегопсихологиеймастеракрасногоцеха»(см: А Изгоев На перевале На выстрелыслева// Русскаямысль - 1911. - №11. - С 121-129).