Мотив безмолвия у Тютчева и Достоевского
Аннотация
На наш взгляд, мотив безмолвия, присущий лирике Тютчева и прозе Достоевского, определяет родство их поэтик, которое мы пытаемся рас- крыть и обосновать в статье. Речь идет не об «интертекстуальном» (термин Ю. Кристевой), а сверхличном, метатекстуальном, контекстуальном типе связей.
Ключевые слова
Список литературы
1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Т. 14. - Л., 1976. - С. 226- 227
2. Так «Безумие», «Странник» Тютчева представляют собой аналоги творческих состоя- ний «Пророка», «Странника», «Не дай мне Бог сойти с ума…» Пушкина, «Пророка» Лермон- това.
3. Они, как гугнивый Моисей, косноязычны: Девушкин, Капернаумовы, каллиграф Мышкин, Рогожин, «необразованный» Митя жеста не имеют, мучаются родовыми муками «оговорочного» слова, отличного от «готового»
4. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1; 26). Именуя вещи и явления первозданного мира, Адам выявлял их сокровенную «в себе» сущность и значение «для нас», т.е. творя ноумены, преображая, созидал вторую реальность, «образ мира в слове явленный» (Б. Пастернак). Воля к творчеству сменилась детски неблаго- дарной жаждой чудотворства, магизма
5. Митин Г. Суд Пилата: Евангельский сюжет в русской литературе XIX - XX вв. // Ли- тература в школе. - 1994. - № 1. - С. 17
6. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. - М.; Л., 1958. - С. 81, 85.
7. Аверинцев С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. - М., 1972. - С. 137
8. См.: Журавлева А. Стихотворение Тютчева «Silentium!» (К проблеме «Тютчев и Пуш- кин») // Замысел, труд, воплощение. - М., 1977. - С. 179-190
9. Мрак апофатики таит Бога-Слово: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (ср.: «И мы плывем пылающею бездной / Со всех сторон окружены»). Не только слово бывает «огнен- ным», но и молчание; так свет слепит, а мрак блистает. И. Ильин в исихии Иисусовой молит- вы, в сведении ума в сердце, ведущем к теозису, слышал поющее сердце. Для о. Сергия (Бул- гакова) это состояние тихих дум, для свт. Игнатия Брянчанинова - глаголющее и вопиющее безмолвие.
10. «Освободите же изверга, он гимн запел», - исступленно кричит Иван. Даже его черт готов «рявкнуть аллилуйя».
11. «Если вместо ФОРМЫ стихотворения будем брать за основание только ДУХ, кото- рым оно писано, - то никогда не выпутаемся из определений» (Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 6 тт. - Т. 5. - М., 1950. - С. 30).
12. Митя в «Исповеди горячего сердца» замечает: «…И горит от него сердце его и воис- тину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы»). «Горячность» и «начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским не отри- цает и идеала Мадонны…» (Достоевский Ф.М. - Т. 14. - С. 100).