Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

ЭПИТЕТ КАК ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИДИОСТИЛЯ А. К. ТОЛСТОГО

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2020-5-63-73

Аннотация

Цель. Проанализировать эпитеты в поэтическом идиостиле русского поэта XIX в. А. К. Толстого. Процедура и методы. Основное содержание статьи составляет выявление лексико-семантического своеобразия и функционирования прилагательных-эпитетов в лирическом дискурсе поэта. Основным методом исследования стал метод контекстного анализа с опорой на семантический метод. Результаты. По итогам исследования автором сделан вывод о многообразии тематических группы прилагательных-эпитетов и особенностях их семантики, способности образования на основе прямого и переносного типов лексических значений различных разрядов прилагательных. Выявлены дополнительные приращения смысла, оценочные, коннотативные компоненты в значении эпитетов, индивидуально-авторские эпитеты, их синтагматика. Всё это подчёркивает своеобразие авторской картины мира, поэтического сознания А. К. Толстого. Теоретическая и/или практическая значимость. Анализ эпитетов в творчестве А. К. Толстого позволяет по-новому взглянуть на семантическую многогранность его поэзии, показать, насколько богат, разнообразен и самобытен язык поэта.

Об авторе

Н. Ю. Моспанова
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Россия


Список литературы

1. Атаманова Н. В. Звуковые образы в поэтической картине мира А. К. Толстого и в словаре языка поэта как средство экспликации субъективно-авторского восприятия. // Казанская наука. 2018. № 12. С. 10-14.

2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Едиториал УРСС, 2004. 571 c.

3. Баранчеева Е. И. Семантические механизмы английского перенесенного эпитета // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (30). C. 94-102.

4. Булахова Н. П., Сковородников А. П. К определению понятия эпитет (предуготовление к функциональной характеристике) // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 2. С. 122-143.

5. Бурдина Е.А. Лексико-семантическая репрезентация философской категории «любовь» в рамках пространственно-временного континуума в поэтическом и эпистолярном наследии А. К. Толстого // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 4. С. 826-837.

6. Вороничев О. Е., Шестакова Н. А. Устаревшая лексика в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» // Русский язык в школе. 2015. № 10. С. 41-46.

7. Глушкова В. Г. Лингвостилистические особенности эпитетов в художественной прозе С. Н. Есина: автореф. дис.. канд. филол. наук. Белгород, 2000. 22 с.

8. Голубина К. В. Когнитивные основы эпитета в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы): автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1998. 25 c.

9. Губанов С. А. Структурные типы эпитетных комплексов в творчестве М. Цветаевой // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 5.2. С. 52-60.

10. Гусева Т. М. Сложный эпитет как стилеобразующая единица художественного пространства И. А. Бунина: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2001. 27 с.

11. Маниева Н. С. Семантические группы прилагательных-эпитетов, логически несовместимых с определяемыми существительными, в современной поэтической речи // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2006. № 26. С. 142-149.

12. Москвин В. П. Эпитет как предмет теоретического осмысления // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ. 2011. №4 (14). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1325227875.pdf (дата обращения 21.03.2020).

13. Моспанова Н. Ю. Об эпитете светлый в лирике А. К. Толстого // «О Родине песни и думы его…». А. К. Толстой в мировой культуре: материалы научно-практических конференций, посвященных 200-летию А. К. Толстого. Брянск, БОНУБ им. Ф. И. Тютчева, 2017. С. 136-145.

14. Никитина И. Н. Поэзия А. К. Толстого: лингвофольклорный аспект // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 3 (33). С. 152-156.

15. Павшук А. В. Языковая природа и функции эпитета в художественном тексте (на материале романа Асорина «Воля»): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 21 с.

16. Преподобный Симеон Новый Богослов. Око души [Электронный ресурс]. URL: http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/oko-dushi.html (дата обращения: 27.04.2020).

17. Савельева Т. В. Фольклоризм как стилевая черта творчества А. К. Толстого: автореф. дис.. канд. филол. наук. Челябинск, 2006. 24 с.

18. Федорова Т. В. Колоративы в поэтических текстах А К. Толстого // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 3 (33). С. 231-236.

19. Фомина О. Н. Фразеология в поэзии Алексея Константиновича Толстого: автореф. дис… канд. филол. наук. Москва, 2000. 16 с.

20. Voronichev O., Atamanova N., Mospanova N., Strekalova I. And all the worlds will have one start … (on the semantic load of the lexical unit love in the poetry by A. Tolstoy) // XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. С. 158-170.


Рецензия

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)