Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

ФОРМАЛЬНАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОВЕСНОГО ОБРАЗА «ВЕТЕР ДУЕТ» В ТЕКСТАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. БУНИНА

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2020-4-51-59

Аннотация

Цель исследования - описание способов языковой репрезентации образной константы «ветер дует» в пейзажном дискурсе И. А. Бунина и анализ речевых форм и семантической структуры словесного образа. Процедура и методы исследования. Автором проанализирована сумма сверхсловных контекстов, содержащих словесный образ «ветер дует», выявлены парадигматические и синтагматические свойства субъектного и предикатного компонента образной константы, описаны лексические, стилистические и эстетические функции членов парадигмы. Путём статистического анализа уточняется частотность словесного образа. Посредством описательного и сопоставительного анализа выявляется полисемантическая структура образа, уточняется количество лексико-семантических вариантов и их образных значений, направление мотивации. Автор развивает предложенный им ранее метод лингвистического анализа категории образности прозаического текста по образным константам, связанный с изучением устойчивых и воспроизводимых языковых структур художественного мышления писателя. Результаты исследования заключаются в применении основных положений теории оценки в лингвистическом анализе текста. Были выявлены способы идиостилевого формального варьирования в языке Бунина. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в методику лингвистического анализа текста. В статье выделены поэтические приёмы функционирования словесных образов, стадии формирования целостного образного значения в особом типе речевой единицы художественного текста.

Об авторе

Н. В. Халикова
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т. 2. М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 1998. 288 с.

2. Букаренко С. Г. Имплицитная сторона механизма сочетаемости как фиксация связей русской языковой картины мира (ассоциативный качественно-количественный аспект). М.: Интернаука, 2017. 446 c.

3. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 447 с.

4. Мещерякова О. А. Когнитивный аспект пейзажа в дискурсе И. А. Бунина // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые Гуманитарные исследования. 2015. №4. С. 216-219.

5. Николина Н. А. Рассказ Бунина «Холодная осень»: концептуализация времени // Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 139-143.

6. Сапрыкина М. В. Лингвокультурологические характеристики метеорологических лексем, обозначающих ветер // Поливановские чтения. 2018. №12. С. 139-144.

7. Франк С. Л. Предмет знания: об основах и пределах отвлечённого знания. СПб.: Наука, 1995. 656 с.

8. Халикова Н. В. Об образности художественной прозы // Русский язык в школе. 2004. №3. С. 90-96.

9. Шкловский В. Б. Потебня // Сборник по теории поэтического языка. Петроград, 1919. С. 3-6.

10. Энгельгардт Б. М. Феноменология и теория словесности. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 464 с.

11. Юрина Е. А. Образность в системе лексико-семантических категорий языка // Филология и философия в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2006. С. 403-430.


Рецензия

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)