КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В РУССКОЙ ДРАМЕ АБСУРДА КОНЦА ХХ ВЕКА
Аннотация
коммуникативно-когнитивного потенциала специфичес-
ких текстовых элементов в русской драме абсурда конца
ХХ века, участвующих в образовании абсурда: фрагмен-
тарных повторов, вставных элементов, интертек-
стуальных включений, метатекстовых элементов, фрагментов с описанием вовлечения зрителей в сцени-
ческое действие пьесы. Исследование свидетельствует
о том, что в процессе создания подобных текстовых конс-
трукций автором реализуются специфические коммуни-
кативные речевые стратегии, проводимые с помощью
соответствующих тактик. Следовательно, коммуника-
тивно-когнитивный потенциал рассмотренных текстовых
элементов объективно значим и эффективно использует-
ся в авторской дискурсивной практике.
Список литературы
1. Апресян Ю.Д. Языковая аномалия и логическое противоречие// Избранные труды: в 2 т. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лек- сикография. - М.: Языки русской культуры, На- ука, Восточная литература, 1995. - С. 598-621.
2. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой картины мира) // Вопросы языкоз- нания. - 1987. - № 3. - С. 3-19.
3. Бабаева Е., Успенский Ф. Грамматика абсурда и абсурд грамматики // Русский авангард в кру- гу европейской культуры: Тезисы и материалы междунар. конф. (Москва 4-7 янв. 1993 г.). - М.: Радикс, Научн. Совет по истории мировой куль- туры РАН, 1994. - С. 145-151.
4. Булыгина Т., Шмелёв А. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текс- та: сб. науч. тр. / Ин-т языкозн. АН СССР. - М.: Наука, 1990. - С. 94-106.
5. Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в за- рубежной лингвистике. Вып. 8. - М.: Прогресс, 1978. - С. 259-336.
6. Войнович В. Трибунал. Малое собрание сочи- нений: В 5 т. - Т. 4. - М.: Фабула, Рапид, СИА- БАНК, 1995. - С. 5-48.
7. Дьяченко В. Женщина в стиле Осень: Пьеса // Современная русская литература: хрест. для средней и высшей школы. - Астрахань: Изд-во Астраханского пед. ин-та, 1995. - С. 604-632.
8. Дюшен И. Театр парадокса. - СПб., 1991. - 298 с.
9. Иванов А. Бес // Современная драматургия. - 1992. - № 3-4. - С. 23-51.
10. Кобозева И.М. Прагмасемантическая аномаль- ность высказывания и семантика модальных частиц // Логический анализ языка: Противо- речивость и аномальность текста. - М.: Наука, 1990. - С. 194-203.
11. Москвин В.П. Выразительные средства совре- менной русской речи. Тропы и фигуры. Терми- нологический словарь. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 940 с.
12. Мухина О.Ю. [Электронный ресурс] //Театр: [сайт]. [1997]. URL:http://www.theatre.ru/drama/ muhina/index.html (дата обращения: 13.03.2010)
13. Попов Е. Предтеча // Стрелец: альманах литера- туры, искусства и общ.-политич. мысли. - Па- риж-Москва-Нью-Йорк: Третья волна, 1992. - С. 44-78.
14. Пригов Д. Пятьдесятая азбука // Театр. - 1992. - № 8. - С. 181-191.
15. Сабуров Е.Ф. Двойное дежурство в любовном угаре // Восемь нехороших пьес: сб. пьес. - М.: В/о Союзтеатр СТД СССР, 1990. - С. 79-115.
16. Сорокин В. Землянка // Современная драматур- гия. - 1994. - № 3. - С. 55-70.
17. Сорокин В. Дисморфомания // В. Сорокин. Ка- питал. Полное собрание пьес. - М.: Захаров, 2007. - С. 154-198.
18. Старичёнок В.Д. Большой лингвистический словарь. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 811 с.