Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБРАЗА МУЗЫКАНТА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА» И ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «АЛЬБЕРТ»

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-2-68-77

Аннотация

Цель. Сравнить незаконченный роман Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» и повесть Л. Н. Толстого «Альберт» с точки зрения образа музыканта, отношения героев к музыке, а также общего и различного в их жизнеописании.
Процедура и методы. Содержание исследования составляет анализ языкового материала и способа репрезентации образа художника, его стиля жизни и музыки, им создаваемой. Используются сравнительный и аналитический методы изучения произведений, а также метод семантического и стилистического анализа.
Результаты. По результатам исследования сделан вывод об индивидуально-авторских особенностях репрезентации образа музыканта, определены языковые средства, вербализующие музыкальный «контекст» произведений. Отмечена особая роль прилагательного при характеристике главного героя и музыки: в тексте Л. Н. Толстого обыгрывается сочетание краткого и полного прилагательных, что свидетельствует о сменяемости постоянных черт временными и наоборот. В тексте Ф. М. Достоевского при описании Ефимова и его музыки предпочтение отдаётся полному прилагательному как признаку, репрезентирующему неизменность ситуации. При кажущейся схожести во внешности героев (порванная, одежда, грязь и неопрятный внешний вид) есть существенные детали, отличающие Альберта от Ефимова: чередование негативно оцениваемых черт с выделением красивых деталей (тонкая шея, чистый лоб, улыбка).
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал с точки зрения языковых и стилистических особенностей рассматриваемых произведений. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы данной научной работы могут быть использованы при разработке курсов по стилистике русского языка, филологическому и лингвистическому анализу текста.

Об авторе

О. А. Димитриева
Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
Россия

Димитриева Ольга Альбертовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков

428000, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 38



Список литературы

1. Боровская Е. Р. Образ скрипки в русской прозе о художнике // Художественная словесность: теория, методология исследования, история: коллективная монография. М.: Литера, 2018. С. 211–226.

2. Боровская Е. Р. Портретирование музыкальной темы с вариациями в повести Л. Н. Толстого «Альберт» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологическое образование. 2014. № 1 (12). С. 29–36.

3. Димитриева О. А. «В России пьяные люди у нас самые добрые...» (Об образе пьяного человека в произведениях Ф. М. Достоевского) // Мир русского слова. 2019. № 3. С. 56–61.

4. Дубова М. А. Глаголы речи как способ характеристики мироощущения персонажа (на материале рассказа Л. Н. Толстого «Альберт») // Лекантовские чтения: материалы Международной научной конференции, Москва, 20 ноября 2020 г. / отв. ред. Н. А. Герасименко. М.: МГОУ, 2020. С. 135–139.

5. Ломакина О. В. Вербализация концепта «грех» фразеологическими средствами в языке Л. Н. Толстого // Научное наследие В. А. Богородицкого и современный вектор исследований Казанской лингвистической школы: труды и материалы международной конференции / под общ. ред. К. Р. Галиуллина. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. С. 130–134.

6. Мананникова А. Ю. Образ скрипача и тема скрипки у Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: опыт сопоставления // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева, Москва, 19–20 ноября 2020 г. Ярославль: Литера, 2021. С. 114–120.

7. Можарова М. А. «Храм убежища» у И. В. Киреевского и Л. Н. Толстого // Русская речь. 2013. № 2. С. 9–14.

8. Ренанский А. Л. Грех художника и химеры искусства (жизнеописание скрипача Егора Ефимова в повести Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова») // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 5. С. 321–341.

9. Романова Н. Н. Евангельский текст в романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» // Проблемы исторической поэтики. 2012. № 10. С. 125–132.

10. Тихомиров Б. Н. Достоевский и его персонажи в театральных креслах, на концертах и в увеселительных заведениях. 1837–1849 (из материалов к энциклопедическому справочнику «Петербург Достоевского») // Неизвестный Достоевский. 2019. № 4. С. 5–56.

11. Трошкова Д. А. О музыкальных инструментах Егора Ефимова в повести Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 2 (6). С. 225–230.

12. Фатюшина Е. Ю. Повесть «Альберт» как художественный эксперимент Л. Н. Толстого: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2005. 13 с.


Рецензия

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)