ФРАЗЕОЛОГИЯ В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-2-30-38
Аннотация
Цель. Исследовать феномен «научной» фразеологии, её структурных и семантических особенностей, доказать значимость её изучения в рамках дисциплины «Русский язык как иностранный».
Процедура и методы. В исследовании применяются общенаучные (наблюдение, описание, классификация, анализ, эксперимент) и лингвистические (контекстологический, структурно-типологический) методы.
Результаты. Выделяются стилистические группы «научных» фразеологизмов и их лексико-грамматические разряды. Делаются заключения об особенностях фразеопарадигмы этих фразеологических единиц (ФЕ), способности к видовой и морфологической трансформации внутри ФЕ. Анализируется продуктивность изучения этой темы на занятиях с иностранцами.
Теоретическая и/или практическая значимость состоит в анализе малоисследованных аспектов научной фразеологии и доказательстве (теоретическом и экспериментальном) целесообразности введения этой непростой темы в курс по РКИ.
Об авторе
Е. В. ЛесковаРоссия
Лескова Екатерина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
236022, г. Калининград, пр-т. Советский, д. 1
Список литературы
1. Адонина Л. В., Лазарев С. В., Никитина В. В. Значение фразеологии в методике обучения русскому языку как иностранному // Современная высшая школа. Инновационный аспект. 2017. № 2. С. 26‒38.
2. Андрюшина Н. П. Фразеологизмы как компонент лексической компетенции иностранных граждан в изучении русского языка // Актуальные проблемы обучения русскому языку XII / под ред. С. Корчанковой. Брно: Масариков университет, 2016. С. 12‒19.
3. Воробьёва Т. А. Функционирование фразеологических единиц в собственно научной статье // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4 (51). С. 68–71.
4. Гусева О. Н. Фразеология научной и деловой речи // Труды Белорусского государственного технологического университета. 2014. № 5. С. 150‒152.
5. Домбровская М. А. Коммуникативный подход в процессе обучения иностранному языку: коммуникативные упражнения и их роль // Бизнес и дизайн ревю. 2016. № 3. С. 14‒18.
6. Ерофеева Е. А. Парадигматические и синтагматические возможности непроцессуальных признаков фразеологических единиц // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. Серия: Филологические науки. 2014. № 2. С. 35‒42.
7. Калёнова Н. А. Лингвокультурологический аспект фразеологической эмотивности в преподавании РКИ [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. № 19. URL: https://e-koncept.ru (дата обращения: 08.11.2021).
8. Махмутова Л. Р. Структурно-грамматические особенности фразеологических единиц с полярной семантикой в современном русском языке // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4. С. 41‒45.
9. Насырова А. Б. Медицинские фразеологизмы и способы их изучения по русскому языку как неродному // Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике ‒ 2019: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, Ереван, 26–27 сентября 2019 г. Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2019. С. 247‒252.
10. Обухова Т. М. Семантизация фразеологизмов в преподавании РКИ // Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании русского языка как иностранного и переводе: материалы II Международной научно-практической конференции, Салоники, 24‒29 апреля 2011 г. М.: Высшая школа перевода МГУ, 2011. С. 531‒536.
11. Романова Н. Н., Амелина И. О. Лексико-фразеологические средства организации деловой речи в аспекте обучения иностранному языку (русскому как иностранному и английскому языкам) // Научный результат. 2015. № 2. С. 80‒87.
12. Полонникова Е. Г. Обучение русской фразеологии иностранных учащихся на современном этапе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2019. № 1. С. 99‒109.
13. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.
14. Шишлова И. Ю. Фразеология в научном тексте // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 576‒578.