РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЮДИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ XXI ВЕКА)
https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-2-13-21
Аннотация
Цель. Целью исследования является лингвостилистический анализ примеров языковой игры на основе окказионализмов, выявленных в стихотворениях русских детских авторов XXI века.
Процедура и методы. В ходе анализа языкового материала применялись методы эмпирического исследования (сравнение и описание), общелогические методы (анализ, синтез, обобщение), а также метод лингвостилистического анализа.
Результаты. В результате исследования было проанализировано свыше 200 детских стихотворений, выявлены примеры языковой игры на основе окказионализмов, сделаны выводы относительно преобладания того или иного вида окказионализмов в общей массе окказиональной лексики в стихотворениях для детей.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе обобщаются существующие классификации окказионализмов, приводится авторское определение термина "языковая игра", что является вкладом в теорию языка. Выявленный языковой материал может использоваться в учебном процессе: в лекционных курсах и на семинарских занятиях по стилистике русского языка, лексикологии, для написания курсовых и дипломных работ.
Об авторах
Н. В. КабановаРоссия
Кабанова Надежда Валерьевна – магистр лингвистических наук, методист департамента иностранных языков
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9
Е. Г. Корнеева
Россия
Корнеева Елена Геннадьевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента иностранных языков
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9
Список литературы
1. Булатбаева К. Н., Сарсикеева Г. К., Айтжанов К. Б. Окказиональное в современном языке: новые аспекты анализа // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. 2020. № 1. С. 10–16.
2. Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности / пер. с англ. Л. Добросельского. М.: Астрель, 2010. 250 с.
3. Гридина Т. А. Ассоциативные проекции игрового слова в «детской поэзии» (на материале произведений Михаила Яснова) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 189–199.
4. Гридина Т. А. Речежанровый потенциал языковой игры в художественной литературе для детей // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 1. С. 73–85.
5. Доброва Г. Р. Детские словообразовательные окказионализмы: что важнее для ребёнка – лексическое или словообразовательное значение // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2014. № 1. С. 44–59.
6. Каховская Ю. В. Языковая игра в процессе речевого взаимодействия «Взрослый – ребёнок» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: Языки и специальность. 2015. № 1. С. 115–118.
7. Лингвистика креатива / под общ. ред. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический ун-т, 2013. 369 с.
8. Лойтер С. М. О происхождении некоторых стабильных структур в детском фольклоре // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 1. С. 17–20.
9. Лукьянова Е. Е. Понятие языковой игры в работах Людвига Витгенштейна [Электронный ресурс] // Наука в мегаполисе. 2020. № 4. URL: https://mgpu-media.ru (дата обращения: 30.05.2021).
10. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / под ред. Е. А. Земской. М.: Наука, 1983. 240 с.
11. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с.
12. Crystal D. Language Play and Linguistic Intervention // Child Language Teaching and Therapy. 1996. Vol. 12. № 3. P. 328–344.