Preview

Отечественная филология

Расширенный поиск

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЮДИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ XXI ВЕКА)

https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-2-13-21

Аннотация

Цель. Целью исследования является лингвостилистический анализ примеров языковой игры на основе окказионализмов, выявленных в стихотворениях русских детских авторов XXI века.
Процедура и методы. В ходе анализа языкового материала применялись методы эмпирического исследования (сравнение и описание), общелогические методы (анализ, синтез, обобщение), а также метод лингвостилистического анализа.
Результаты. В результате исследования было проанализировано свыше 200 детских стихотворений, выявлены примеры языковой игры на основе окказионализмов, сделаны выводы относительно преобладания того или иного вида окказионализмов в общей массе окказиональной лексики в стихотворениях для детей.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе обобщаются существующие классификации окказионализмов, приводится авторское определение термина "языковая игра", что является вкладом в теорию языка. Выявленный языковой материал может использоваться в учебном процессе: в лекционных курсах и на семинарских занятиях по стилистике русского языка, лексикологии, для написания курсовых и дипломных работ.

Об авторах

Н. В. Кабанова
Московский физико-технический институт
Россия

Кабанова Надежда Валерьевна – магистр лингвистических наук, методист департамента иностранных языков

141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9



Е. Г. Корнеева
Московский физико-технический институт
Россия

Корнеева Елена Геннадьевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента иностранных языков

141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9



Список литературы

1. Булатбаева К. Н., Сарсикеева Г. К., Айтжанов К. Б. Окказиональное в современном языке: новые аспекты анализа // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. 2020. № 1. С. 10–16.

2. Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности / пер. с англ. Л. Добросельского. М.: Астрель, 2010. 250 с.

3. Гридина Т. А. Ассоциативные проекции игрового слова в «детской поэзии» (на материале произведений Михаила Яснова) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 189–199.

4. Гридина Т. А. Речежанровый потенциал языковой игры в художественной литературе для детей // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 1. С. 73–85.

5. Доброва Г. Р. Детские словообразовательные окказионализмы: что важнее для ребёнка – лексическое или словообразовательное значение // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2014. № 1. С. 44–59.

6. Каховская Ю. В. Языковая игра в процессе речевого взаимодействия «Взрослый – ребёнок» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: Языки и специальность. 2015. № 1. С. 115–118.

7. Лингвистика креатива / под общ. ред. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический ун-т, 2013. 369 с.

8. Лойтер С. М. О происхождении некоторых стабильных структур в детском фольклоре // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 1. С. 17–20.

9. Лукьянова Е. Е. Понятие языковой игры в работах Людвига Витгенштейна [Электронный ресурс] // Наука в мегаполисе. 2020. № 4. URL: https://mgpu-media.ru (дата обращения: 30.05.2021).

10. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / под ред. Е. А. Земской. М.: Наука, 1983. 240 с.

11. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с.

12. Crystal D. Language Play and Linguistic Intervention // Child Language Teaching and Therapy. 1996. Vol. 12. № 3. P. 328–344.


Рецензия

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5016 (Print)
ISSN 2949-5008 (Online)